
Для того, чтобы выработать у маленького непоседы правильное произношение звуков, требуется немало времени. Процесс этот происходит поэтапно и зависит от множества факторов. Возрастное развитие речи, в свою очередь делится на ряд периодов, каждому из которых присущи свои характеристики. Что важно знать о них? Какие возрастные особенности надо учитывать при организации занятий с ребенком в реабилитационном центре и на дому? Обо всем этом читайте здесь!
Об особенностях основных этапов
Коммуникативно-речевые компетенции формируются у каждого человека индивидуально. При этом существуют нормы, которыми руководствуются специалисты ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонек» при оценке скорости, качества речевого развития у детей. Также здесь следует отметить: такие нормативные границы все же в определенных случаях довольно условны. Небольшие отклонения от норм в развитии речи являются типичными, естественными явлениями у представителей подрастающего поколения.
Есть в каждом конкретном случае или нет у малыша патологическое коммуникативно-речевое нарушение, могут точно определить только специалисты, и в первую очередь: педиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Этапы развития речи:
- Подготовительный. Он длится первый год жизни ребенка. Данный этап очень важен для общего процесса развития речи. Именно в этот временной период идет формирование фонематического, физического, звуковысотного, тонального, ритмического видов слуха, и малютка учится различать, издавать звуки. Также тогда он осваивает первые слова.
- Преддошкольный. Начинается после подготовительного этапа и длится до 3 лет. Особенности периода: рост словарного запаса, становление фразовой речи. освоение основ грамматики.
- Дошкольный. Следует после преддошкольного и продолжается 4 года. Ему свойственно совершенствование звукопроизношения, то есть активное фонетическое развитие. На дошкольном этапе у представителей подрастающего поколения наблюдается значительное расширение словарного запаса, активное прогрессирование навыков формирования смысловых развернутых высказываний, необходимых для общения и взаимопонимания с окружающими людьми.
- Школьный. Его название говорит само за себя. Он длится до 17 лет. В это время дети, подростки не только осваивают письменную речь, но и совершенствуют устную.
Также следует учесть: системное развитие коммуникативно-речевых компетенций представляет собой единый процесс. Все его аспекты тесно взаимосвязаны — от фонематических составляющих (слуха, восприятия, представления, анализа, синтеза) до создания лексических, грамматических структур.
Очень важен комплексный подход!
Системное развитие, в свою очередь, включает в себя различные аспекты.
Главные из них:
- Комплекс умений по восприятию, воспроизведению текстов и созданию собственных высказываний на разные темы.
- Работа над различными типами текстов: от описаний, повествований до рассуждений.
- Освоение основ стилистики и работы над текстами разных видов.
- Нетрадиционные системы упражнений для составления связанных тематически фраз и предложений.
- Изменения уровней сложности текстов в сторону повышения.
На практике последний пункт означает и то, что для дошкольников, школьников должны (по мере взросления несовершеннолетних) увеличиваться и объемы текстовой информации, предназначенной для восприятия, воспроизведения.
Когда диагностированы у ребенка дефекты речевых функций, конечно же, системное развитие определенных коммуникативно-речевых навыков, существующих в устной и письменной форме, занимает особое место в процессе коррекции. Учителя-логопеды, учителя-дефектологи практикуют комплексный подход по устранению речевых нарушений. Он также позитивно влияет на интеллектуальное, психоэмоциональное, психосоциальное развитие детей с нарушениями двигательных навыков, зрения, слуха и так далее. Все это в итоге приводит к тому, что маленькие непоседы, страдающие от различных заболеваний, получают возможности развиваться, самообучаться, социализироваться, самореализовываться.
Как не допустить отставаний от норм?
Вот очень актуальный вопрос для всех взрослых, которые помогают особым детям. Важно знать: если замечено значительное отставание ребенка от существующих возрастных норм, надо без промедления обращаться к специалистам! Преодоление даже временного отставания — сложный, многогранный процесс. И родителям надо быть изначально готовыми к тому, что отдельные меры (например: использования медицинских средств) не решают эту проблему.
Наиболее распространенные нарушения:
- Задержка речевого развития. Ее обычно диагностируют в возрасте до 3 лет. Спровоцировать ЗРР могут как проблемы со слухом, так и заболевания центральной нервной системы. Дети с нарушениями здоровья обусловленными наследственными, врожденными, хроническими патологиями, здесь составляют основную группу риска. Среди признаков ЗРР есть не только нарушения дикции, но и искажения слов, плохое их запоминание и понимание.
- Общее недоразвитие речи. Оно проявляется обычно позднее, то есть до 7-летнего возраста, и часто является следствием органических поражений ЦНС. Признаки ОНР: медленное произношение звуков и слов, выраженная ограниченность словарного запаса, сложность с построением диалогических, монологических высказываний.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие. Его могут спровоцировать как функциональная незрелость определенных зон мозга, так и дефекты артикуляционной моторики. Среди признаков ФФН есть явление, когда при проговаривании ребенком слогов, слов правильные звуки заменяются звуками, доступными ему для произношения. Другой пример отклонения из этой же группы: отсутствие дифференциации между свистящими и шипящими согласными.
- Заикание. Это, как правило, дефект темпо-механического характера. Наиболее часто он возникает в возрасте от 2 до 4 лет.
Чтобы возрастное развитие речи не отставало от нормы, требуется осуществление комплексных регулярных мер для решения этой задачи. Если же у маленького непоседы ослаблено здоровье, замедлены процессы интеллектуального, физического, психоэмоционального формирования, она становится многократно сложнее. Однако возрастное развитие речи даже у особого малыша, страдающего тяжелыми заболеваниями, можно постепенно приблизить к нормативам. И для решения такой задачи потребуются помощь (помимо логопеда и дефектолога): невролога, массажиста, психолога, физиотерапевта и других специалистов, практикующих в Челябинске в Областном реабилитационном центре «Огонек».
Требует постоянного внимания!
Нормы речевого развития — именно то, в чем должны хорошо ориентироваться родители маленьких непосед, в том числе в основных особенностях формирования звукопроизношения, лексики, грамматики и так далее. Возрастное развитее речи является многогранным процессом, где помощь детям требуется буквально на каждом этапе, в том числе при обучении правильному произношению отдельных звуков. Если она не оказана вовремя и ребенком не освоен определенный навык, это в итоге отрицательно повлияет на его обучаемость и освоение различных практических компетенций.
Рассмотрим типичный пример… Когда у малыша до 3 лет звонкие согласные заменяются звуками другой группы, то есть глухими, это, в общем-то, нормально (замена является физиологической). Однако аналогичный дефект в более позднем возрасте имеет уже патологический характер. И тогда требуется помощь специалистов, чтобы выполнить коррекцию. Если же она не осуществлена своевременно, при обучении ребенка письменной речи, правилам русского языка будут возникать постоянные проблемы.
Такой же результат окажется и в случае, если в дошкольном возрасте маленький непоседа не освоил навыков правильного произношения свистящих и шипящих согласных. Чем старше будет становиться человек, тем больше проблем, в том числе психологического, коммуникационного характера, у него будет возникать из-за нарушенного произношения звуков. Именно потому возрастное формирование коммуникативно-речевых умений, навыков, компетенций девчонок и мальчишек должно быть в центре постоянно внимания взрослых.