Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Так вот, кого мы подразумеваем?
Это прежде всего:
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с неврологическими заболеваниями.
- Дети с нарушением речи;
- Дети с диагнозом ранний детский аутизм;
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и дети с детским церебральным параличом;
Цель работы дефектолога — коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются следующие:
1.«Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Основным направлением является развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.
2.«Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3.«Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, внимание.
4.«Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5.«Формирование представлений о предметах и явлениях». Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6.«Обогащение словаря и развитие связной речи».
7.«Готовность к восприятию учебного материала».
Дефектолог проводит полную диагностику (и познавательной сферы, и социального развития, и игровой деятельности, и речевого развития, и сенсорного развития), тем самым выявляя актуальный уровень развития ребенка. В зависимости от результатов определяется план коррекции.
Занятия с дефектологом проходят в игровой форме, с использованием интерактивных технологий и биоакустической коррекции.