Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых.
В задачи работы логопеда входят:
- запуск речи
- совершенствование слоговой структуры слова
- формирование навыков звукового анализа и синтеза
- расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи
- развитие связной речи
- обучение грамоте
- профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
При наличии физических патологий, к сожалению, родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.
Когда нужна консультация логопеда:
· неправильно выговариваются отдельные звуки;
· в слогах и словах происходят переставления;
· ребенок неправильно грамматически строит фразы;
· ребенок не может высказаться последовательно и логически;
· речь неотчетливая, смазанная;
· ребенок говорит много, быстро и упускает некоторые звуки (многословия);
· есть заикания;
· возникают подозрения на легкую степень умственной отсталости;
· у ребенка поражен слух;
· наблюдается общая задержка в развитии и незрелость нервной системы;
· во время родов были перенесены родовые травмы.
Учитель-логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений:
1) нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) нарушения голоса (дисфония, афония);
4) недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
5) нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия);
6)нарушение моторного планирования (диспраксия).