Огонек

Алалия: возможно ли ее вылечить?

Алалия: возможно ли ее вылечить?

Если у ребенка отсутствует речь либо обнаруживается ее недоразвитие, ему ставят диагноз: алалия (alalia). Данное нарушение охватывает как фонетико-фонематический, так и лексико-грамматический компоненты. Особенно часто его диагностируют у особенных детей, чье состояние здоровья, в общем-то, является первопричиной различных проблем. Однако следует учесть: смешанная, сенсорная или моторная алалия поддается лечению только тогда, когда несовершеннолетние своевременно получают помощь специалистов.

Почему возникают проблемы с речью?  

Данный вопрос часто можно услышать от родителей и опекунов маленьких пациентов в Областном реабилитационном центре «Огонек». Алалия является, в общем-то, следствием различных органических повреждений головного мозга. Последние, в свою очередь, могут возникать как до рождения, так и после появления ребятишек на свет.

Эти факторы вызывают отклонения в развитии речи:

  • Гипоксия, внутриутробное инфицирование плода в антенатальный период. В это же время предпосылками дальнейших проблем с развитием речи становятся состояния, которые испытывает будущая мать малыша. Именно потому речевые дефекты выявляют у несовершеннолетних в тех случаях, если мамы маленьких пациентов, когда были беременными, страдали от сильных токсикозов, легочной и (или) сердечной недостаточности, повышенного или пониженного артериального давления.
  • Осложнения родов, то есть речь тут идет уже об интранатальном периоде. Алалия возникает и прогрессирует у малышей, которые в процессе своего появления на свет, например, получали родовые внутричерепные травмы. Также в дальнейшем на развитии речи негативно отражается то, когда новорожденные рождаются недоношенными или переносят во время рождения асфиксию.
  • Семейная предрасположенность и частые заболевания детей. Что касается первого, то раньше это считалось спорным вопросом. Однако современные исследования подтверждают: если у родителей, дедушек, бабушек были нарушения речи, эти же речевые дефекты часто обнаруживаются и у прямых потомков. Также следует учитывать другое: в постнатальный период в раннем детстве малыши переносят большое количество заболеваний (от ОРВИ до пневмонии), и данные патологии тоже влияют на скорость освоения разных навыков.

Это далеко не все, потому что alalia еще является и следствием педагогической запущенности, дефицита речевых контактов. Другой немаловажный нюанс: нарушения речи тесно связаны с состоянием здоровья и теми видами медицинской помощи, которую несовершеннолетние получают. Типичный пример:  если малыш перенес операцию под наркозом, велика вероятность, что у него возникнет алалия.

Алалия: возможно ли ее вылечить?

Моторная, сенсорная, смешанная

Существуют различные классификации видов данного нарушения.

Основные формы дефекта:

  • Моторная. В таком случае из-за органического повреждения коркового отдела мозга не развивается речь, однако человек понимает, обращенные к нему слова, фразы, предложения. Здесь дефекты имеет именно речедвигательный анализатор. Моторная алалия может принимать две формы: афферентную и эфферентную.
  • Сенсорная или импрессивная. Она следствие поражений речеслухового анализатора, то есть его коркового отдела. От моторной алалии дефект отличается тем, что человек слышит, однако не понимает окружающих.
  • Смешанная (комбинированная). Наиболее сложный тип. В таком случае одновременно поражено несколько участков головного мозга. Она тяжелее предыдущих поддается диагностике и коррекции. Однако современные методики даже в таком случае помогают ребенку обрести и развить нужные навыки.

Специалисты, когда разрабатывают приемы речевой коррекции для детей, непременно учитывают указанные особенности форм речевого недоразвития.

Моторная alalia: о симптоматике и методах корректирования 

Она характеризуется двигательными расстройствами, слабой моторикой, недостаточной координированностью движений. Обратите внимание: если замечаете, что у ребенка высокая утомляемость и сниженная работоспособность, здесь требуется безотлагательная консультация специалиста. Перечисленные состояния у малышей обычно развиваются наравне с нарушениями внимания, восприятия, навыков повторения одинаковых слов и слогов.

Закономерно, что дети, у кого обнаружены такие нарушения, с трудом произносят короткие предложения, могут заикаться, имеют очень бедный словарный запас, оказываются не в состоянии излагать свои мысли.

В таких случаях логопеды:

  • Стимулируют речевую активность несовершеннолетних.
  • Помогают маленьким людям формировать активный и пассивный словарные запасы.
  • Практикуют для детей игровую терапию, логопедический зондовый массаж.
  • Проводят с несовершеннолетними занятия по логоритмике, обучают тех грамматическому оформлению высказываний.
  • Ставят звуки, занимаются развитием связной речи и многое другое.

Также следует учесть: помощь логопеда в каждом случае должна сочетаться с различными медицинскими методами лекарственной терапии, различными технологиями физиотерапии и медпомощи физиотерапевта. Так, одними из наиболее эффективных физиотерапевтических методов, используемых для лечения алалии, считаются: лазеротерапия, электрофорез, водолечение, электропунктура.

Алалия: возможно ли ее вылечить?

Сенсорная alalia: особенности коррекционной работы

Ей характерно обычно полное функционирование слуха. При этом для общения с окружающими тут дети активно используют мимику, жесты. Да, они пытаются говорить, однако у них в результате получаются бессмысленные наборы звуков, слогов или слов. Если такая алалия имеет тяжелую форму, ребенок совсем не понимает обращенные к нему высказывания. Также тут есть более высокие риски появления и прогрессирования интеллектуальных нарушений, чем при моторной форме.

Как показывает практика, в Челябинске и других городах России, в чистом виде сенсорную алалию у представителей подрастающего поколения диагностируют редко. Обычно она принимает сенсомоторную форму, чья коррекция включает в себя как занятия с ребенком, так и комплексную медикаментозную терапию, сложную психологическую коррекцию, поэтапную социальную адаптацию.  

О домашних занятиях с ребенком

В любом случае коррекция речевых дефектов является длительным процессом, и ее результативность невозможна без профессиональной диагностики. Здесь очень важен индивидуальных подход к решению проблемы как со стороны специалистов, так и со стороны родителей или опекунов несовершеннолетних. Чтобы устранять дефекты, требуются регулярные занятия с детьми в домашних условиях. Без консультативной помощи дефектологов, психологов, психиатров, неврологов и других специалистов родителям тут тоже не обойтись! Только комплексный индивидуальный подход к коррекции способен принести реальные результаты и помочь несовершеннолетним овладеть необходимыми компетенциями.