Такой вопрос часто можно услышать от родителей, усыновителей, опекунов, переживающих за речевое развитие малышей. Общепринятым является мнение: логопед для детей необходим, когда ребятишкам исполняется 4 года. Однако это типичная ошибка, так как становление речи во многих случаях требует коррекции у представителей подрастающего поколения гораздо раньше. Что важно знать о раннем речевом развитии? Какие тут бывают отклонения от возрастных норм, и чем они опасны? Обо всем этом читайте здесь!
От чего зависит успех коррекции речевого развития?
Ответ прост: от своевременного обращения к специалистам Областного центра реабилитации «Огонек»! У нас проводит индивидуальные занятия логопед для детей разных возрастных групп. Также они в учреждении получают помощь педагога-дефектолога, психологическую поддержку. И это далеко не все, ведь для осуществления эффективной речевой коррекции ребятишкам с ослабленным здоровьем, ограниченными возможностями мы предоставляем услуги медицинских специалистов, в том числе педиатра, невролога.
Цените время и не верьте стереотипам!
Важными составляющими исправления дефектов речи являются своевременные профилактические меры. Риски возникновения, например, вторичных нарушений значительно снижаются благодаря медицинским процедурам, логопедическим, педагогическим развивающим занятиям для ребенка. В перечень таких дефектов следует отметить, входят и трудности несовершеннолетнего с овладением чтением, письмом. Потому здесь вывод один: чем раньше выявлены отклонения от возрастных норм и обнаружены риски их возникновения, тем больше будет времени у взрослых на оказание помощи.
С раннего возраста за речевым развитием каждого малыша надо очень внимательно следить. Еще совет: не верьте тем, кто говорит, что проблемы со звукопроизношением решаются у маленьких непосед сами по себе и что девчонки, мальчишки быстро учатся произносить звуки, слоги, слова, фразы, предложения, воспринимать визуальную, аудиальную информацию и овладевают коммуникативными навыками! На формирование самостоятельной речи требуется много сил и времени. Такого не бывает, что дошколенок вдруг сам по себе заговорил правильно построенными фразами, приложениями. Речь, по сути своей, развивается с очень раннего возраста, если физическое, психическое, умственное состояние человека соответствует возрастным нормам.
Об индивидуальных траекториях развития
Овладение речевыми умениями, навыками у маленьких непосед происходит скачкообразно. Особенно это заметно в 1,5-летнем возрасте либо на несколько месяцев позже, когда, например, происходит «лексический взрыв» (детишки начинают произносить отдельные слова, накопленные в их пассивном запасе, и активнее общаться со взрослыми, называя различные предметы). Такие действия свидетельствуют: представители подрастающего поколения овладевают самостоятельной речью и нарабатывают коммуникативные навыки.
Обратите внимание: одинаковых у всех детей траекторий развития памяти, внимания, речевых умений, навыков, в общем-то, не существует! Каждый маленький человек уникален и развивается с индивидуальной скоростью. Однако, если его уровень овладения средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) сильно отстает от возрастных норм, это в итоге негативно влияет на интеллектуальное развитие, творческие способности, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, социализацию, мотивационную сферу.
Что важно знать о нарушениях речи?
А сейчас разберемся, какие сигналы обычно указывают, что логопед для детей нужен гораздо раньше наступления у них 4-летнего возраста…
Распространенные отклонения от норм:
- В 3-месячном возрасте нет комплекса оживления. Это отсутствие эмоциональной реакции малютки, например, на маму.
- Запоздалое появление гуления (после 3-месячного возраста). Одновременно произношение звуков у младенца может быть хриплым, редким, затрудненным.
- Задержка перехода крохи к лепету, то есть к многократному повторению одинаковых слогов. Лепетный период длится с полугода до 12 месяцев, и его итогом должно стать выработанное произношение простых отдельных слов (например: «мама», «дай»).
- Отсутствие в 7–8-месячном возрасте понимания значения часто звучащих слов (в том числе обозначающих предметы быта). Оно обычно наблюдается вместе с непониманием простых просьб, например: дать маме руку.
- Нет подражаний действиям взрослых. Очень серьезный сигнал! Малыши, подражая, например, родителям, познают мир, эмоционально развиваются. Это же происходит, когда девчонки, мальчишки вслед за старшими повторяют отдельные слова.
- Сложности в 2 года с формированием базовых навыков жевания, глотания. Также тогда могут появляться непонимание состоящих из нескольких глаголов фраз, замена активной речи лепетными словами и звукоподражаниями, проявляться слабость интонационной стороны, маленький размер словарного запаса, откуда кроха сможет активно использовать не более 3–5 слов.
- Отсутствие у 3-летних малышей сформированных навыков осмысленного произношения фраз из нескольких слов. Одновременно нередко наблюдается, что ребятишки с речевыми нарушениями не различают четко предметы по форме, цвету, величине, постоянно запинаются, неправильно выговаривают простые по артикуляции «м», «н», «д» и прочие согласные, бессмысленно дублируют одни и те же слоги, меняют слоговую структуру слов с правильной на неправильную.
Немаловажный нюанс: для овладения самостоятельной речью важно, чтобы у представителей подрастающего поколения нормально развивалась слуховая память. Если такого не происходит, страдают самые разные сферы жизни маленьких непосед.
Что такое словотворчество?
Для коррекции дефектов речи и развития навыков запоминания очень важно, чтобы девчонки, мальчишки слушали песни, сказки, стихи. Если малыши не проявляют к ним интереса, это весьма тревожный сигнал! Аналогично можно сказать и о словотворчестве. Данным термином обозначают процесс, когда 3–4-летние ребятишки придумывают слова на основе уже имеющегося у них словарного запаса и багажа накопленной фонетической, лексической, грамматической информации. Период словотворчества заканчивается в 5–6 лет. Если он задерживается, в таких случаях тоже требуются психолог и логопед для детей, Специалисты в данных ситуациях выявляют истоки возникшей задержки и после комплексной диагностики проводят индивидуальные курсы корректирующих занятий.
Вы заметили у своих детей задержку наступления периода словотворчества? Обращайтесь в Челябинске к нашим специалистам! Не игнорируйте любые тревожные сигналы, указывающие на нарушения в речевом развитии малышей!

