Огонек

Звуки [Ш], [Ж]: особенности постановки шипящих     

Звуки [Ш] [Ж]

Звуки [ш], [ж] родители, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские специалисты часто называют наиболее проблемными. С чем это связано? Почему формированию, коррекции шипящих звуков у дошкольников, школьников требуется уделять особое внимание? Ответы на эти вопросы читайте здесь!

Об основных причинах нарушений

На звукопроизношение маленького человека влияет множество факторов. Малыш, когда его умственное, физическое развитие соответствует возрастным нормам, постепенно учится правильно произносить звуки [ш], [ж], вырабатывает соответствующее умение, которое потом трансформируется до уровня автоматического навыка. Речевые компетенции каждого человека в целом зависят от дыхательной системы, состояния ЦНС, физиологического слуха, артикуляционного, голосового аппаратов. Если любое из звеньев данной, скажем так, цепи не функционирует нормально, это в итоге приводит к различным нарушениям речи.

И здесь возникает другая проблема: как показывает практика, сложности со звукопроизношением у маленьких непосед часто возникают из-за поведения взрослых.

Основные причины неправильного произношения шипящих звуков:

  • Долгое использование соски, из-за чего у детей уже в раннем возрасте формируется неправильный прикус.
  • Намеренное коверкание, упрощение взрослыми своей речи. Многие родители считают, что таким образом они помогают ребенку лучше понимать обращенные к нему слова. Однако результатом становится то, что малыш, подражая старшим, повторяет неправильное произношение тех же шипящих звуков, и в итоге у него закрепляется до автоматизма навык искаженного звукопроизношения.
  • Обратная ситуация: завышенные требования взрослых по отношению к дошкольникам. Первые требуют правильной, грамотной речи, ругают дошколят за ее невнятность, неловкие попытки составлять, комбинировать слоги, слова. Такое отношение взрослых приводит не только к речевым нарушениям, но и оказывает негативное влияние на психику, поведение несовершеннолетних.
  • Не выявленные своевременно у детей нарушения слуха. Даже если ребенок здоров, его необходимо ежегодно приводить на профилактический осмотр к сурдологу. Если же у него уже есть нарушения слуха, как это часто бывает у особенных детей, в таких случаях обязателен сурдологический мониторинг несколько раз в год и соответствующая сурдологическая помощь.

Взрослым важно понимать простую истину: чем раньше выявлены нарушения речи, факторы, влияющие на задержку речевого развития, и оказана девчонкам, мальчишкам профессиональная помощь учителей дефектологов, учителей-логопедов, тем лучше окажутся результаты необходимой в таких случаях комплексной коррекции.

Специалисты осуществляют коррекцию поэтапно

Чтобы ребенок научился правильно произносить звуки [ш], [ж], требуется поэтапное формирование у него соответствующих умений.

Варианты неправильного произношения шипящих согласных:

  • губно-зубной стигматизм (вместо [ш] малыши выговаривают [ф]);
  • положение кончика языка, упирающегося в режущие края зубов, из-за чего вместо [ш], [ж] дети произносят [т];
  • неправильное боковое положение кончика или половины языка, из-за которого эти же согласные звучат как хлопки;
  • искаженное щечное, носовое (гнусавое) произношение; 
  • замена при проговаривании [ш] на [щ].  

И здесь важно уточнить следующее: звуки [ш], [ж] до 4,5-летнего возраста практически все люди выговаривают неправильно. Это своего рода естественная норма. Если же после перехода указанного возрастного рубежа остается такой дефект, следует без промедления обращаться за консультациями к специалистам, то есть к логопедам, и начинать коррекционные занятия в специализированном учреждении и на дому.

Также обратите внимание:  звуки [ш], [ж] ставятся практически во всех случаях в одинаковой последовательности. Вначале идет коррекционная работа с первым потом — со вторым. Такая последовательность соблюдается почти во всех индивидуальных схемах логопедической помощи, потому что [ш] — базовый в группе шипящих согласных. Если коррекция артикуляции звука [ш] выполнена, после нее следует работа над [ж], далее — над [ч] и [щ].

Звуки [Ш] [Ж]

Какой должна быть логопедическая помощь?

Во время правильного произношения шипящих согласных артикуляционные органы у каждого человека находятся в строго определенном положении.

Схематично его можно описать так:

  • губы округлены,
  • зубы сжаты либо почти сжаты,
  • передний край языка приподнят особым образом,
  • боковые его крайние части прижимаются к зубам (коренным верхним),
  • голосовые связки разомкнуты (при артикуляции звука [ш])
  • либо они сомкнуты и вибрируют ([ж]). 

Чтобы перечисленные органы принимали автоматически такое положение, требуется проводить поэтапную, специальную, адаптированную к индивидуальным особенностям человека коррекцию. И начинается она с подготовки речевого аппарата …

Этапы и техники работы с детьми

Подготовительная часть включает в себя комплекс дыхательных упражнений, артикуляционную гимнастику.

Основные этапы коррекции:

  • Постановка [ш] или [ж], в том числе с использованием механического воздействия на органы речи. Она идет по разным схемам. Например: по подражанию (малыш копирует действия логопеда) либо по постановке шипящих согласных от других звуков ([ш] ставят от [с], [т] или [р]). Выработка необходимых движений губ, переднего края языка и других частей речевого аппарата происходит тут благодаря специальным упражнениям.
  • Автоматизация звука. Звукопроизношение отрабатывается в соответствии с общеизвестными принципами: от простого к сложному, от медленного повторения к быстрому автоматическому. Автоматизация звука включает в себя специальные упражнения по произношению слогов, слов, фраз, и таким образом она параллельно улучшает уровень связной речи.
  • Дифференциация звуков. Не менее сложный, трудоемкий этап, чем предыдущие. Тут очень важно научить ребенка различать схожие по артикуляции согласные. Также выполняемые в процессе дифференциации звуков задания развивают память, внимание, мышление, воображение, ведь маленький непоседа не только заучивает потешки, скороговорки, стихи, но и осваивает навыки самостоятельного составления устных рассказов, в том числе с использованием игрушек, наглядных материалов (картинок).

В процессе своей работы учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые оказывают услуги в Челябинске в Областном центре медицинской реабилитации «Огонек», используют различные техники, в том числе направленные на укрепление речевых мышц у детей. И еще немаловажный нюанс: специалисты создают на своих занятиях очень комфортную, приятную для маленьких непосед обстановку. Она же, в свою очередь, позитивно влияет на освоение дошкольниками, школьниками новых речевых навыков.