
Данный вопрос актуален практически для всех родителей школьников. В образовательных организациях, учреждениях, скажем откровенно, детям много задают на дом. Да, существуют нормативы, которые педагоги не вправе нарушать, однако есть еще жизненные реалии, когда почти каждое домашнее задание (ДЗ) превращается для девчонок, мальчишек в настоящее испытание на прочность и отнимает уйму времени. Как в таких ситуациях детям справляться со своей учебной работой?!
Нормативы новые — проблемы старые
С 1 сентября 2025 года, помимо СанПиНов, нагрузки на школьников регламентирует Приказ №704 от 09.10.2024 г. Министерства образования РФ. Он принес серьезные изменения как для педагогических работников, детей и родителей обучающихся, так и для всей системы обучения в целом. Следует признать откровенно: нормативы по длительности выполнения, объемам домашних работ существуют давно. Проблема в другом: состояние современного общего образование таково, что ради академической успеваемости с детьми требуется много заниматься дополнительно.
Если к указанному добавить большие объемы изучаемых материалов, разные варианты внешкольной нагрузки (посещение кружков, секций, клубов), то в итоге все это часто влечет за собой негативные последствия.
Перегрузки детей из-за выполнения домашних работ приводят к:
- отставанию учеников от программ обучения;
- конфликтам несовершеннолетних со сверстниками, родителями, учителями;
- игнорированию детьми требований взрослых;
- потере у представителей подрастающего поколения интереса к учебе;
- снижению у девчонок, мальчишек мотивации к саморазвитию;
- заниженной самооценке несовершеннолетних;
- длительному нахождению детей в стрессовых, тревожных состояниях.
Таким образом домашнее задание в отечественной системе образования превратилось из способа закрепления детьми новых компетенций в источник проблем. Да, в наши дни получили широкое распространение платные услуги, когда педагоги занимаются с обучающимися… Однако, если сказать откровенно, репетиторы не избавляют несовершеннолетних граждан нашей страны от учебных перегрузок!
О разнице между домашней работой и ДЗ
Первый термин принято употреблять по отношению к учебной деятельности (выполняемой во внеучебное время), осуществляемой учениками самостоятельно либо с помощью взрослых. Она является продолжением классной работы и состоит из комплекса заданий на дом, отобранных, сконструированных педагогами. Здесь учителя должны следовать принципу индивидуального подхода к обучению, развитию, воспитанию обучающихся. Это необходимо, чтобы дети закрепляли, систематизировали изученное, развивали у себя навыки самообучения и самообразования. Последние требуются людям на протяжении всей жизни, потому каждое домашнее задание имеет ценность для будущего.
Однако данный формат деятельности должен иметь ограничения во времени! В реальности же получается: ради выполнения заданного объема задач, упражнений и прочего, ради достижения академических успехов учащимся приходится отказываться от полноценного отдыха. Такое положение дел, конечно, приводит к негативным последствиям для здоровья. Потому родителям, законным представителям детей важно знать утвержденные государством нормативы, критерии (по которым оценивается степень сбалансированности учебной нагрузки) и понимать, в каких ситуациях права представителей подрастающего поколения нуждаются в защите.
Кто отвечает за организацию ДЗ?
Педагогические работники, и они же контролируют данный процесс. Учителя должны так каждый раз составлять, подбирать задачи, упражнения и прочее, чтобы у всего этого объем не превышал 50% выполненного на уроке.
Сколько времени отводится на домашнее задание:
- Начальная школа. Тут дети имеют 21 урок в неделю плюс 2 выходных. Первоначально предполагалось: у первоклашек ДЗ не будет. В результате было утверждено: его выполнение в 1 классе не должно превышать 1 ч. в день на все предметы. Обратите внимание: в данный период обучения оценки маленьким непоседам выставлять нельзя, однако здесь есть промежуточная аттестация. В результате после окончания первого года обучения в личном деле каждого ребенка появляется отметка «усвоено» либо «не усвоено» (в зависимости от того, усвоил ли он программу). Во 2–3 классах — общее время на ДЗ увеличивается на 30 мин. Для четвероклассников нормой считаются 2 ч.
- Основная школа. Здесь временные нормативы больше (и в один день проходит 6 уроков, с 7 класса — 7). Если в 5 классе считается нормой выполнения заданного на дом в течение 2 ч., то через год и до 8 класса включительно — 2,5 ч., а в 9 классе — 3,5 ч. При этом на протяжении первых 6 лет обучения педагоги не имеют права задавать «домашку» на выходные. Позже такой вариант допустим при условии: на субботу, воскресенье она по объему составляет половину нормы, принятой для будней. Важное правило, касающееся содержания заданий: на выходные допустимы только повторение, систематизация ранее изученного материала!
- Старшие классы. Здесь самая большая ежедневная продолжительность школьных занятий: 7 часов в день. В 10 и 11 классах верхней границей продолжительности выполнения домашних работ в 1 день считается 3,5 ч. При этом их формы отличаются большим разнообразием: от подготовки ответов по планам, составленным учителями, до составления опорных конспектов, таблиц, схем, индивидуальных контрольных.
В любом случае тут должны учитываться реальная трудоемкость заданий и уровень работоспособности школьников. Другой немаловажный нюанс: «домашка» на каникулы и праздники недопустима! Единственное, что разрешено: список литературы, которую учащимся задают прочитать в каникулярное время.
Если у ребенка ОНР…
Обратите внимание: любому школьнику на подготовку заданного на дом сочинения или доклада должна быть выделена (минимум) неделя. Для особенных детей указанный срок часто, конечно же, увеличивается. Такая категория обучающихся может справляться не со всеми упражнениями, задачами. Однако, если у школьника есть отставание в развитии, оно не является поводом исключения из его обучения, например, сочинений-описаний. Они важны для развития связной письменной речи (особенно для ребятишек с общим ее недоразвитием). Для достижения такой цели учителя-дефектологи вначале обучают своих подопечных составлять предложения по сюжетным картинкам, рассказывать об увиденном устно, делиться впечатлениями и потом переходят к обучению составлению письменных текстов.
Точка отсчета: индивидуальный подход
Жесткие ограничения в формах выполнения «домашки» отсутствуют! Дети могут ее выполнять с репетиторами, родителями, со своими сверстниками, брать на дом индивидуальные, групповые лабораторные, доклады и так далее. Чтобы не перегружать представителей подрастающего поколения и мотивировать к освоению нового, ДЗ может быть организовано на основе посещения, например, объектов культуры: выставок в музеях, творческих встреч в библиотеках, театральных спектаклей. При этом следует учитывать и другое: ученики, отсутствующие в школе из-за болезни, не обязаны выполнять домашние работы. Неудовлетворительные оценки за невыполненные ими упражнения, задачи, сочинения и прочее незаконны!
Еще о новых нормативах…
С 2025 года в России действуют единое календарно-урочное планирование (согласно ему на каждый школьный предмет отводится определенное количество часов) и нормы по контрольным, практическим, проверочным работам. Такие формы контроля могут занимать не более10% общего времени изучения определенного предмета. Таким образом отечественная образовательная система возвращается постепенно к единообразию, сохраняя концепцию индивидуального подхода к обучению.
Здесь же возникает и вопрос о ДЗ с использованием компьютеров, ноутбуков, ведь понятно: длительное пребывание за мониторами не идет ученикам на пользу… Для первоклассников, второклассников оно разрешено при условии, что ребенок пользуется ЭСО не более 20 мин. Верхняя планка у трех-, четвероклассников — 25 мин., у обучающихся с 5 по 9 классы — полчаса, у старшеклассников — 35 мин.
Родителям, опекунам нельзя игнорировать факты, когда дети неохотно выполняют ДЗ! Чтобы понять причины этого и грамотно принять меры, в первую очередь надо обратиться к специалистам Областного центра реабилитации «Огонек». Тут ребенку может быть необходима помощь не только педагога-дефектолога, но и психолога, невролога, других специалистов. Ему могут также потребоваться общеукрепляющие процедуры водолечения, иппотерапии, курсы употребления кислородного коктейля. Домашнее задание — важная форма учебной деятельности для каждого школьника, которая требует вдумчивого к себе отношения!