Огонек

Особые дети нуждаются в поддержке общества

Особые дети

Рождение ребенка — безусловное счастье в семье. Особые дети требуют к себе немного больше внимания, родительской опеки и любви. Но и от них идет столько тепла, положительных эмоций, которые с лихвой компенсируют все трудности материального, физического плана.

Мама и Папа, бабушки и дедушки должны объединять свои усилия, чтобы выводить детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ из мирка, заключенного в рамки. Они наравне со сверстниками могут, имеют полное право получать образование, социальную адаптацию к нормальной жизни в обществе.

Включение в жизнь общества формирует опыт

Каждый ребенок — уникальное творение природы, с определенным заложенным потенциалом. Сегодня на государственном уровне в России принят Федеральный стандарт, определяющий различные типы дошкольных образовательных учреждений. В них внедряется новая парадигма в сфере образования — инклюзивное обучение.

Целостное развитие детей, независимо от их проблем со здоровьем, предполагает равные возможности и доступ ко всем видам образования, воспитания. Такое право закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Оно распространяется на всех детей, включая тех, кого называют «детьми с ограниченными возможностями здоровья овз». У этого термина существует много синонимов. Их определяют, как «детей группы риска», «с трудностями в обучении» и т. д. К данной группе относят не только тех, у кого есть статус «инвалида с детства», но и просто имеющих ограничения в жизнедеятельности. В любом случае, каждому представителю группы необходимо максимум внимания, поддержки, индивидуального подхода в воспитании.

Категории ОВЗ

Дети, имеющие ограничения по здоровью овз, делятся на 2 категории. В первой группе находятся те, у кого диагностированы:

  • врожденные нарушения работы разных органов чувств;
  • имеются физические недостатки;
  • диагнозы, содержащие разные степени умственной отсталости (олигофрении).

Необходимость включения таких детей в социум отмечал Л.С. Выготский. Даже умственно отсталые малыши могут посещать обычные детские сады и школы, обучаться по вспомогательным программам. В любви и поддержке близких людей, воспитателей и учителей они учатся выполнять простые трудовые операции, самостоятельно реализовывать свои потребности. И делают это добросовестно, с удовольствием, достаточно развиваясь при этом. При отсутствии поддержки неизбежна деградация личности, утрата приобретенных ранее навыков. Сопровождение специалистами ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк» помогает на всех этапах коррекционной работы и успешного воспитания детей с ОВЗ.

Дети группы риска

Данная категория выделяется из общего определения ОВЗ. У ребят нет явных внешних симптомов или их не удалось выявить. Но даже без наличия конкретного диагноза им необходима помощь узких специалистов:

Особые дети

Социальный статус, семейные конфликты, трудное материальное положение и другие критические ситуации негативно влияют на воспитание и обучение ребенка. В группу риска входят следующие дети:

  • У которых проявляются проблемы в развитии, но они не характеризуются ярко выраженной картиной клинической патологии.
  • Лишённые родительской опеки из-за различных жизненных ситуаций, включая образ жизни асоциальной, антисоциальной семьи.
  • Из семей, которым нужна социально- психологическая поддержка.
  • Ребята, которые демонстрируют в своем поведении элементы социальной и психолого-педагогической адаптации.

У сложного ребенка гораздо больше психологических трудностей не только в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Для них характерно внутренне одиночество, трудность в самопонимании. Начиная искать границу доступного, они стремятся уйти от выполнения норм, требований. Подобные поиски приводят к формированию девиантного поведения, совершению преступлений, суициду, наркомании, алкоголизму.

Всегда надо помнить, что у самого сложного ребенка есть свои уникальные способности, таланты, заложенные природой. Если помочь в их развитии, даже отъявленный хулиган и двоечник добьётся успеха в сфере его интересов, полезных для общества.

Проблемы социализации, их решение

Особые дети должны принимать активное участие в жизни общества с самых ранних лет. Прежде чем отправлять ребенка в дошкольное учреждение, родителям рекомендуется привести его на полное обследование в поликлинику. Чем раньше специалисты определят отклонения в развитии, тем успешнее будет налажена коррекционная работа. Различные программы реабилитации, коррекции, инновационные технологии предлагает ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк».

Своевременная грамотная коррекция позволит нивелировать вторичные эмоциональные нарушения (проявления агрессии, быстрая утомляемость от общения со сверстниками и воспитателями, неумение контактировать на уровне зрительного восприятия и т. д.). Подготовленный ребенок быстрее адаптируется в детском коллективе.

Инклюзивное обучение основной своей целью ставит создание благоприятной среды, в которой будет комфортно каждому ребёнку. Особые дети, имеющие различные физические, психологические, умственные особенности, получают возможность полноценно развиваться как личность.

Особые дети

Преподаватели, воспитатели детских ДОУ и школ должны не только стремиться удовлетворить потребности каждого ребёнка, вовремя заметить и помочь решить проблемы. Всё учебное окружение должно содействовать участию детей с ОВЗ во всех аспектах образовательного процесса. Все эти задачи включаются в индивидуальные учебные планы с различными методами обучения и привития социальных навыков, взаимодействие с коллективом.

Родители также играют немаловажную роль в этом процессе. Им необходимо активно сотрудничать с педагогами, медиками. Тогда возможно достичь максимальных положительных результатов.

В свою очередь, администрации ДОУ и школ обязаны позаботиться о создании адаптивной образовательной среды. Необходимо качественно реорганизовать пространство, приобрести специальное оборудование для детей с нарушениями слуха и зрения. Создать игровые зоны и места для проведения необходимых медицинских процедур для учащихся с ОВЗ.

Только комплексный подход, эффективное взаимодействие даст действительно равные возможности всем детям страны на получение достойного воспитания и образования.