
Народные и авторские мелодии, музыкальные произведения оказывают многогранное влияние на представителей подрастающего поколения. Более того, они в развитии речи у детей играют огромную роль, потому что способствуют формированию правильного звуковосприятия, учат выражать свои мысли, эмоции, тренируют и улучшают память.
Музыка — незаменимая помощница
Ее активно используют в логопедической работе с детьми. Она же помогает в лечении заболеваний нервной системы, в том числе психозов и неврозов. Перечень патологий, в борьбе с которыми сегодня используют мелодии и музыкальные произведения, огромен. В него входят: гастрит, сахарный диабет, эпилепсия, бронхит, астма и другие патологии.
Методы музыкотерапии также помогут ребенку справиться со своими страхами и депрессивными состояниями, позитивно повлияют на его мышечный тонус и станут отличным средством против приступов мигрени. Потому закономерно, что разные мелодии часто звучит на индивидуальных занятиях с логопедами, где специалисты выполняют коррекцию речевых нарушений у маленьких пациентов, и на интерактивных уроках-занятиях, которые проводят учителя-дефектологи.
Как музыка помогает детям
Она развивает фонематический слух, то есть не просто способность различать звуки речи, но и умение анализировать, дифференцировать слоги. Звуковое восприятие, в свою очередь, влияет на формирование правильного произношения. Чтобы то и другое формировалось, развивалось, требуются различные музыкальные упражнения: от пения, викторин «Угадай мелодию» до ритмичных игр. Особенно такие формы игровой деятельности важны для детей с ДЦП.
Врачи во многих случаях диагностируют у данной категории маленьких пациентов нарушения звукового восприятия. Также следует учесть, что у детей с ДЦП наблюдаются различные нарушения слухового анализа. Им очень сложно сливать звуки, слоги, строить фразы. Вот тут занятия пением и становятся для них, конечно, настоящей панацеей.
С помощью музыки:
- Ребятишки учат новые слова. Например: благодаря песням у них расширяется словарный запас. Дети поют напевы с повторяющимися ритмами с огромным удовольствием, и в результате они обогащают память, речь новыми словами, речевыми конструкциями.
- У маленьких непосед развиваются артикуляция и дыхание. Именно потому логопеды на занятиях практикуют совместное пение специальных песенок. Последние эффективно тренируют речевой аппарат, плюс такой вид упражнений помогает детям осваивать навыки контроля за звукопроизношением.
- У маленьких пациентов развивается ритмика речи, которой очень сложно придавать плавность. Однако при своевременной коррекции формируемых речевых навыков ритмические дефекты можно исправить. Популярное, известное всем средство для решения такой задачи: песни с четкими и простыми ритмами. Девчонки, мальчишки с огромным удовольствием разучивают такие песенки, учатся делать паузы, расставлять ударения, смысловые акценты, управлять темпом произношения звуков, слогов, слов. Все это, конечно же, необходимо для формирования у них речевых навыков.
А еще она пробуждает в детских душах море положительных эмоций, делает процесс обучения ребятишек различного возраста интересным, приятным, непринужденным. В итоге у них пополняется словарный запас и увеличивается эмоциональный опыт. Последний очень важен для умственного интеллекта! При задержках в развитии речи детей музыка становится инструментом коррекции этого процесса. Также следует учесть, что она эффективно активизирует, стимулирует речевую деятельность
Развивайте звуковое восприятие у малышей!
Именно так можно коротко сформулировать одну из главных рекомендаций врачей-логопедов, педагогов-логопедов, логопедов-психологов. В развитии речи у детей важна каждая деталь. Заболевание изначально является причиной задержки, нарушений грамматической, лексической, фонетико-фонематической ее сторон. Солнечные дети могут страдать отсутствием или невнятностью речи, у них часто диагностируют нарушения фонематического восприятия, что, конечно же, влияет и на их словарный запас. Нарушения грамматического строя, трудности с пониманием и употреблением предлогов — все это тоже последствия ДЦП, для преодоления которых требуется кропотливая работа как специалистов, так и родителей.
Советы от логопедов: слушайте, пойте, играйте вместе
Любому ребенку важно ощущать сопричастность взрослых к своей жизни. Она выражается в поддержке, общих делах, заботах, совместном досуге и многом другом. Чтобы рекомендации, советы от логопедов приносили результаты, родителям необходимо становиться участниками детских игр и развлечений, вовлекать девчонок и мальчишек в обучение новому в легкой, непринужденной форме.
Специалисты рекомендуют взрослым:
- Слушайте с детьми разножанровую музыку, не ограничиваясь детскими песнями и одинаковыми, схожими ритмами. Еще обратите внимание: излишне резкие звуки и учащенный ритм — это неправильный выбор.
- Пойте вместе песни, у которых простые, понятные слова и легкие, запоминающиеся напевы. На консультациях специалисты часто говорят о них как об очень эффективном методе тренировки памяти, дыхания, развития артикуляции у представителей разных возрастных групп.
- Чаще играйте с малышами и ребятами постарше в музыкальные игры: хлопайте, топайте, двигайтесь в такт. Такие развлечения учат чувствовать, понимать ритм и координировать движения, синхронизировать те с разными темпами и ритмами.
Утром и вечером выполняйте вместе домашние музыкальные ритуалы, например: встречайте день утренней простой песенкой, а провожайте — вечерней колыбельной. Таким образом малыш будет учиться слушать, воспроизводить звуки, слоги, интонации, мелодии. И еще немаловажный нюанс: в песнях, которые поете с детьми, должны быть новые для них слова. Важно, чтобы они, как и новые фразы, повторялись и таким образом легко запоминались.
В Челябинске в Областном Центре медицинской реабилитации «Огонек» родители всегда могут получить консультационную помощь специалистов по организации музыкальных занятий с детьми с ДЦП. Музыкотерапия необходима для коррекционной работы с детьми-инвалидами. Специалисты, практикующие в Челябинске, активно используют ее в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.