Огонек

Логопедия: влияние внешних и внутренних факторов       

Логопедия: влияние внешних и внутренних факторов     

Нарушения речи могут возникать у людей в разном возрасте, однако наиболее часто всевозможные речевые ошибки обнаруживают именно у детей. Логопедия же, в свою очередь, решает целый комплекс задач по развитию, восстановлению у детей и взрослых коммуникативных компетенций. Что важно знать о речевых расстройствах и методах борьбы с ними?

Немного истории  

Изучение нарушений речи, как и большинство современных наук, ведет свою историю с древнейших времен. Термин «логопедия» пришел к нам из Древней Греции. Тут же следует уточнить: все сегодняшние современные науки так или иначе начинались с античной философии. Давным-давно она объединяла разные сферы человеческих знаний: от обучения и воспитания детей до анатомии, медицины, риторики, математики. Именно тогда необычная дисциплина получила свое первое научное определение и цель существования: забота о правильной речи. Потому название науки и состоит из двух древнегреческих слов, обозначающих «слово» и «воспитание».

Древние греки рассматривали процесс устранения речевых нарушений бессистемно, и все же благодаря им до наших дней сохранились интересные методы работы с коммуникативными компетенциями. Например: общеизвестны легенды о том, как в античную эпоху великие люди лечили свои нарушения речи, перекрикивая шум морского прибоя. Считалось: такой метод способен избавить от заикания. Если сказать откровенно: речевые расстройства древние философы рассматривали как кару богов, а красноречие — как божественный дар. Однако, вопреки сугубо религиозным убеждениям, философы Платон и Аристотель, первыми выдвинули идеи, что нарушения речи тесно связаны с анатомией и требуют, как и всякий недуг, особых лечебных мер.

О причинах и последствиях

Прошли тысячелетия, но многие открытия, сделанные в античную эпоху, до сих пор представляют огромный научный интерес. Древние философы, придумавшие термин «логопедия», в своих трудах указывали на тесную связь причин и следствий различных вещей и явлений. Современная же наука о нарушениях речи изучает факторы, которые приводят к возникновению и прогрессированию речевых нарушений. Она также уделяет и особое внимание симптоматике, структуре, механизмам прогрессирования таких отклонений от норм.

Логопедия

Современные логопеды разработали и продолжают разрабатывать, внедрять в практику уникальные методики диагностики нарушений коммуникативных компетенций и способы обучения и воспитания детей. К этому процессу, в свою очередь, привлечены, разные специалисты: от психологов, педагогов, невропатологов до дефектологов и лингвистов. При этом важной частью работы специалистов является именно предупреждение коммуникативных нарушений, которое эффективно только при условии комплексного подхода к решению данной задачи.

Требуются благоприятные условия

Современная логопедия поделена на отдельные разделы в соответствии с разными возрастными группами людей: дошкольная, школьная, подростковая, взрослая. Отечественная и зарубежная наука накопила уникальный материал для помощи детям с нарушениями звукопроизношения и синтезировала в себе достижения разных отраслей.

Важнейшие задачи современной мировой логопедии:

  • Создание благоприятных условий для развития, саморазвития, самореализации и социализации личности через освоение речевых компетенций.
  • Помощь в формирования активной жизненной позиции и коммуникативных навыков, мотивация в освоении умений самообслуживания.
  • Организация речевой подготовки к изучению учебных дисциплин, дальнейшему получению дошкольного, школьного, послешкольного образования.

Свой огромный вклад в развитие данной отрасли человеческих знаний внесли российские ученые: Иван Павлов, Лариса Волкова, Роза Левина, Михаил Хватцев, Юлия Некрасова, Надежда Жукова, Сергей Ляпидевский и многие другие. Благодаря им существуют уникальные речевые материалы, которые можно использовать для коррекции речи ребятишек, страдающих различными заболеваниями, в том числе поражениями ЦНС, головного мозга, голосового аппарата и так далее. Таким образом и сегодня продолжатся колоссальная работа по выявлению детей с нарушениями коммуникативных навыков и комплексной помощи ребятишкам и взрослым людям всех возрастов.

Логопедия: влияние внешних и внутренних факторов

Настоящая безбарьерная среда

Человеческая центральная нервная система очень пластична. Даже если есть анатомическое нарушение, она стремится его компенсировать другими возможностями. Именно потому, например, отсутствие слуха не является, абсолютным препятствием для освоения ребенком речевых компетенций. Существуют даже специальные методики, где постановка звуков в логопедии рассматривается как комплексное воздействие на кору головного мозга и ее используют в случаях, когда тот имеет органические повреждения. В наши дни возможно обучить правильному звукопроизношению ребятишек, имеющих даже недоразвитие или полное отсутствие речи, тех, у кого диагностированы дизартрия, афазия, ринолалия.

В Челябинске дети, у которых есть эти и другие нарушения, получают помощь высококвалифицированных специалистов. Маленькие подопечные нашего учреждения не чувствуют себя оторванными от мира, ведь для них создана безбарьерная среда в ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонек». Обращайтесь к нам! Мы сформируем у ребенка речевые навыки даже в сложных случаях.