
Вопрос в равной степени актуален для родителей и специалистов, которые работают с детьми-инвалидами, имеющими ограниченные возможности. Произношение звуков формируется постепенно. Оно занимает в формировании устной речи первоочередное, важнейшее место. Этому процессу следует уделять особое внимание и осуществлять целенаправленную работу над постановкой гласных и согласных.
Уважаемые взрослые, проявите терпение!
У малышей и ребят постарше далеко не сразу все получается проговаривать! Детям-инвалидам необходимо бережное отношение и внимание со стороны старших. Из-за ослабленного здоровья, задержек в физическом, психоэмоциональном развитии те медленнее усваивают речевой материал. Другой немаловажный нюанс: они быстрее сверстников устают, выполняя речевые упражнения.
Чтобы такого не происходило и коррекция нарушений речи приносила результаты, в первую очередь следует учитывать индивидуальные особенности ребятишек. Надо помнить, что любой ребенок (вне зависимости от его состояния здоровья) с удовольствием выполняет упражнения и осваивает произношение звуков, когда испытывает позитивные эмоции. И закономерно возникает вопрос: как рассчитать длительность занятий, чтобы те приносили максимум пользы?
У детей разных возрастных групп она разная. Так, с малышами в возрасте до 3 лет логопед занимается, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, до 10 минут. Для 3–4-летних непосед длительность занятий-игр, где те осваивают правильное произношение звуков и другие речевые компетенции, увеличивается на 5 минут, у более старшей возрастной группы (4–5 лет) — достигает 20 минут.
У детей к достижению 7-летнего возраста занятия, которые проводит логопед или дефектолог, могут длиться до получаса. Так же следует учесть и другое условие, актуальное для всех возрастных групп: регулярность, систематичность выполнения комплексов упражнений по постановке звуков. Они должны проходить в среднем 3–4 раза в неделю. Такой же схемы надо придерживаться и родителям.
Однако здесь есть нюанс: у детей речевые упражнения довольно быстро вызывают усталость, потому что взрослые в своем стремлении помочь им часто стараются в отведенное время дать большой объем материалов. Это типичная ошибка! Если становится заметно, что ребенок устал, занятия по произношению звуков следует прекращать.
Обучайте в форме игры и обучайтесь сами!
Один из основных постулатов педагогики гласит: родители учатся вместе с представителями подрастающего поколения. На практике это означает следующее: работа над постановкой гласных и согласных должна быть совместной. Когда семья вовлечена в занятия с маленьким непоседой он, конечно же, лучше усваивает новый материал, охотнее выполняет упражнения.
Оптимальное время для такой работы с ним: после просмотра мультфильма, прогулки, чтения интересного комикса и так далее. Здесь немаловажно, чтобы каждый раз взрослые заботились о создании правильного настроения перед совместным «уроком», например: смотрели вместе яркие картинки, общались, гуляли на свежем воздухе.
Немаловажное правило: все задания на произношение звуков должны быть в форме игры. Если она увлечет ребенка-инвалида, освоить новый материал ему будет легче. Плюс обучаемый будет получать стимул продолжать работу по освоению нового, если взрослые продолжат ребенка хвалить и вместе с ним радоваться (даже маленьким) результатам.
Как правильно организовать выполнение упражнений?
Оно должно быть логичным, системным, построенным по классическому правилу: от простого к сложному.
Последовательность работы над звуками:
- Постановка гласных, согласных с использованием специальных методов логопедического воздействия.
- Закрепление произношения звука (в словах, слогах, предложениях).
- Закрепление нового материала с использованием его на практике.
Существует главное правило: одно занятие – отработка одного звука. Только в этом случае работа с ребенком будет результативной.
Обратите внимание: для совместных занятий потребуется зеркало, чтобы малыш смотрел на себя и взрослого и потом повторял увиденные движения. Плюс немаловажный нюанс: процесс автоматизации звуков должен быть построен по принципу усложнения. Это тоже важное правило работы! У представителей подрастающего поколения путь к свободному речевому общению начинается с копирования взрослых движений, действий, мимики. Потом маленькие непоседы осваивают навыки пересказа коротких историй, составления рассказов по картинкам и так далее.
Не забывайте про контроль и коррекцию
Школьные успехи начинаются с правильных звуков в словах. Речевое развитие у представителей подрастающего поколения идет на фоне развития психики. Развивающие игры являются важной частью этого большого процесса, за которым следует еще и подготовка детей-инвалидов к дошкольному обучению.
Обратите внимание: недостатки в проговаривании гласных, согласных ведут к проблемам с изучением в школе русского языка. Вот еще один аргумент в пользу того, что занятия следует организовывать как можно раньше.
Особенности звуковой коррекции
Ее обычно начинают с 4 лет. В более раннем возрасте произношение маленькими непоседами искаженных звуков считается допустимым, в старшем — приравнивается к патологии. Следует помнить: закрепление произношения звуков должно быть под контролем и специалистов, и родителей. Например: дети-инвалиды могут произносить слоги и слова правильно, когда занимаются у логопеда, а в бытовой обстановке возвращаются к неправильному проговариванию. Тут важно, чтобы родители своевременно обнаруживали такое и сразу корректировали звукопроизношение.
Еще несколько советов…
Автоматизация правильного произношения звуков не возникает сама по себе. Чтобы речь у особенного ребенка развивалась, родителям надо своевременно обращаться к специалистам Центра реабилитации «Огонек» в Челябинске и совместно с ними работать над решением столь непростой задачи. Здесь, конечно, требуется много наглядного материала: от ярких открыток, интересных фотографий до книг, журналов, комиксов с изображениями любимых детских героев (Винни-Пуха, Барби, Микки Мауса…).
Работу над звукопроизношением очень важно сочетать с развитием моторики у малышей и ребят постарше. Дети с ДЦП сложно запоминают расположения звуков, в том числе свистящих и шипящих, в словах. Чтобы упростить им процесс запоминания, используют картинки со знакомыми предметами. Названия последних на таких изображениях расположены по группам. Это требуется, чтобы маленькие непоседы автоматически запоминали, в каком месте находятся гласные, согласные: в начале, конце, середине слов.
В любом случае следует помнить: при организации обучения особенных детей важны индивидуальный подход и своевременная помощь специалистов. Если родители вовремя обращаются к логопедам, дефектологам в Челябинске и начинают целенаправленно работать над звукопроизношением, они закладывают надежный фундамент для дальнейшего развития маленьких непосед.