Гиперактивный ребёнок — определение, которое часто используется для описания детей с расстройствами поведения. Наряду с другими, в них входят гиперактивность и дефицит внимания. Такие дети могут стать настоящим вызовом для любящих родителей и учителей. Эмоциональные расстройства и проблемы в поведении могут создать напряженную обстановку как в семье, так и в учебной среде. Как с этим справляться, расскажем в статье.
Как вовремя заметить проблему
Сейчас в интернете частенько размещают видеозаписи пугающего характера. На них мама или бабушка, другие родственники водят на поводке ребёнка. Причём, это не годовалый малыш, обучающийся ходьбе с помощью приспособления «вожжи» или «ходунки». Просто взрослый устал ловить своего непоседу в общественных местах. Таким неординарным способом пытается уберечь ребёнка от опасностей.
Если подобные ситуации вошли в привычку в вашей семье, настало время пойти к врачу. Миновав пресловутый «кризис трёхлетнего возраста», дети должны уметь концентрировать своё внимание. Самостоятельно играть, не требуя для себя бесконечную помощь взрослых. И не убегать далеко от родителей в общественных местах, парках, гипермаркетах, игнорируя запреты.
Характерными признаками заболевания являются:
- Выраженная беспокойность (кручение-верчение на месте, вставание и блуждание, хватание игрушек и бросание, теребление одежды).
- Невнимательность (легко отвлекаются от игры, задания и быстро меняют занятие).
- Импульсивность (не могут дождаться очереди на игровой площадке, на занятиях выкрикивают, перебивают всех).
Как итог вышесказанному — чрезмерная активность во всех аспектах.
Основные проявления гиперактивности
Согласно МКБ-10, гиперактивность закодирована как F90.0. Точная медицинская терминология включает аббревиатуру СДВГ. Уже в самом названии, скрытом под четырьмя буквами, указан основной симптом заболевания — дефицит внимания. Часто проявляется через беспокойность и невнимательность, влекущие за собой проблемы с обучением. Неблагополучные отношения дома и в школе.
Для родителей и учителей такие дети иногда становятся настоящим вызовом. Напряженную обстановку как в семье, так и в учебной среде создают эмоциональные расстройства и отклонения в поведении.
В МКБ-10 РАС не выделены в отдельную категорию. Их можно найти в разделе F84 новой версии международного классификатора.
Детские психиатры подчеркивают важность своевременной диагностики гиперактивности и гиперкинеза. Точный диагноз позволяет определить стратегии лечения и поддержки, как в домашней обстановке, так и в школе. Эмоциональные симптомы, такие как избегание общения или проявление агрессии, могут быть указателем наличия проблемы.
ВАЖНО: У детей с расстройствами аутистического спектра также фиксируют беспокойность, невнимательность. Но эти явления обусловлены расстройством настроения, возможной шизофренией или тревожным расстройством. Двигательная расторможенность у детей с аутизмом и СДВГ имеет различную природу. Согласно МКБ-10 устойчивое расстройство развития (аутистического спектра) доминирует над гиперактивностью при постановке диагноза. Лёгкие аутичные черты после взросления не мешают человеку адекватно взаимодействовать с обществом. Поэтому у них не ставится в качестве второго диагноз СДВГ или гиперкинез.
Причины возникновения гиперактивности
Малыш с расстройствами поведения может появиться в любой семье. Сегодня медики рассматривают в качестве причины различные генетические факторы. Кроме них — повреждение центральной нервной системы в период беременности, затяжных или преждевременных родов. Нередко наблюдается их сочетание. Патологическое протекание беременности, тяжёлый процесс появления на свет, инфекции и черепно-мозговые травмы в первые дни и месяцы. Неправильное питание с недостатком витаминов и микроэлементов. Все эти причины внутреннего характера.
Немаловажно внешнее окружение. Гиперактивный ребёнок зачастую подрастает в семье с плохими внутрисемейными взаимоотношениями. Он конфликтует со сверстниками, дерётся, всячески демонстрирует агрессию. Психосоциальные факторы, складывающиеся в детских учреждениях, также влияют на гиперактивность воспитанников.
Поведение педагогов, родителей может вызывать увеличение агрессивности, антисоциальных поведенческих реакций. Поэтому взрослым людям следует начинать решение проблемы с себя. И заниматься ребёнком, вовремя обращаясь к докторам.
Существуют тренинги для родителей, повышающие их навыки управления ребёнком. Обучение помогает сгладить стрессовую обстановку, нивелировать детский негатив.
Основания для постановки диагноза
Коварство болезни заключается в том, что у всех детей разный темперамент. Кто-то слушается во всём взрослых, ведёт себя спокойно. Активные, непоседливые малыши шумят, закатывают истерики. Уже в 2-3 года проявляются первые устойчивые симптомы не простого недостатка воспитания или «влияния звёздного гороскопа». Синдром гиперактивности и дефицита внимания — это диагноз, требующий лечения. Своевременное обращение к врачам помогает избежать психических расстройств, неврологических нарушений.
Специалисты рассматривают симптоматику в комплексе. Потому что судить по отдельным признакам нельзя. Те или иные симптомы могут проявляться и у здоровых детей. Напротив, в незнакомой обстановке ребёнок с диагнозом СДВГ может вести себя как абсолютно здоровый малыш. К примеру, в кабинете педиатра или психолога увлечься новой игрушкой, интересными заданиями. При этом он не станет проявлять беспокойность и невнимательность.
Для постановки диагноза гиперактивности или диагноза гиперкинеза врачи фиксируют минимум 6 симптомов. При этом особую важность приобретает их сохранение на протяжении шестимесячного периода. Постоянное проявление в различной обстановке: дома, в детском саду и школе.
Хроническое протекание (от 6 месяцев и больше), раннее начало (после 4-5 лет) — основание для МКБ-10.
Как проходит диагностика
В России ведётся официальная статистика. Согласно ей СДВГ проявляется у 4 — 18 % детей. Цифры среди взрослых пациентов скромнее, но тоже настораживают: от 3 до 5 процентов. Мальчики попадают к врачам с признаками гиперактивности чаще девочек в три раза.
Гиперактивный ребёнок, у которого отсутствует саморегуляция поведения, должен обследоваться в медицинском учреждении. Сделать это надо не накануне поступления в школу, а на пару лет раньше. Иначе трудности с концентрацией и поддержанием внимания, импульсивность помешают успешной учёбе. ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк» приглашает родителей с детьми к специалистам высокой квалификации:
Гиперактивный ребёнок нуждается в ранней психокоррекции СДВГ.
Важно учитывать, что гиперактивность не идентична явному повреждению мозга. Дети и родители не должны испытывать чувства вины, неполноценности за имеющийся неприятный диагноз. Нельзя ребёнка всё время наказывать за неприемлемые поступки, не разбираясь глубоко в их причине. Иначе у него появятся расстройства поведения. Ограничение интервала внимания требует коррекционной помощи, управления поведением, работы с детскими психиатрами и другими специалистами.
Каковы сроки обращения в медучреждение
Первичное обращение к медикам желательно как можно раньше. Ведь для постановки грамотного диагноза понадобится наблюдаться и обследоваться не менее полугода. Под «личиной» СДВГ может маскироваться широкий спектр соматических и неврологических расстройств. Проведение клинико-психологического обследования предполагает ряд методов:
- собеседование;
- непосредственное наблюдение;
- сбор данных у родителей, воспитателей ДДУ и школьных учителей;
- тесты.
Только комплексное обследование на базе педиатрических, неврологических методик сумеет выявить другие расстройства:
- Анемия может проявляться повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, болью в икроножных мышцах. Дополняется отсутствием аппетита, неустойчивым стулом.
- Эпилепсия может протекать с отсутствием клинических признаков. У детей с эпилепсией могут отмечаться кратковременные остановки во время игры, беседы. Они длятся до 10 секунд. Малыш замирает и не реагирует на обращение к нему. Затем возобновляет прерванную игру.
- Хорея Гентингтона — наследственное заболевание, сопровождаемое диагнозом гиперкинеза. Проводится сложная диагностика на основе молекулярно-генетического анализа и МРТ. Отсутствует этиотропное лечение. Доступна только симптоматическая терапия. К сожалению, с неблагоприятным прогнозом. Проявляться может с 3 лет. Симптоматику путают с ёрзаньем. Выразительные гримасы, высовывание языка и прочее происходит бесконтрольно.
- Гипертиреоз называется также «тиреотоксикоз». Этот клинический синдром возникает из-за высокой активности щитовидной железы. Она продуцирует слишком много тиреоидных гормонов. В результате все обменные процессы в организме сильно ускоряются, так как кровь перенасыщена гормонами. Внешне проявляется повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, бессонницей, эмоциональной неуравновешенностью, страхом и беспокойством.
Гиперактивный ребёнок, у которого есть нарушения устной и письменной речи, направляется на консультацию логопеда. Доктор определит специфику отклонений, наметит план коррекционной работы. Своевременная помощь поможет избежать проблем с обучением. Также может понадобиться консультация других узких специалистов. К ним можно записаться в Челябинский реабилитационный центр или поликлинику по месту жительства.
Взаимосвязь причинности болезни и её лечения
На возникновение гиперактивности влияет большое количество элементов, которые воздействуют на рецепторы и нейротрансмиттеры в мозге человека. Рассмотрение генетики различных семей и приёмных детей с диагнозом СДВГ привело к определённому выводу. На риск возникновения гиперактивности влияет полиформизм конкретных генов. К примеру, переносчик дофамина DAT1 и рецептора дофамина D4.
Исследователями получено достаточно подтверждений факта, что определённые продукты питания, напитки провоцируют гиперактивность.
Нельзя сбрасывать со счетов психосоциальное окружение ребёнка.
Ориентируясь на названные причины, медики подбирают психологическое, медикаментозное лечение или диету с постоянным контролем анализов.
Основная цель лечения — избавить ребёнка от поведенческих расстройств. Во время подросткового возраста и взросления сочетание гиперактивности и расстройств личности формирует очень высокие риски.
Заключение
Общая неготовность личности к определённому социальному поведению включает снижение внимания и регуляции активности. Это ведёт к генерализованной недостаточной обучаемости ребёнка в ДДУ, затем в школе.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к лечению должен индивидуализироваться. Выбор комплекса мероприятий, включающий медикаментозное лечение, психотерапию, педагогическую поддержку и работу с родителями, часто дает наилучшие результаты.
Подводя итоги, можно сказать: гиперактивность у детей — это серьёзное состояние, которое требует внимательного подхода. Ранняя диагностика и комплексное лечение могут помочь детям справиться с проблемами, связанными с этим расстройством. Обрести в дальнейшем более полноценную и счастливую жизнь. Специалисты ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк» станут вам в этом надёжной опорой.