Правильное речевое дыхание важно для развития речи. Оно не возникает само по себе. Его формирование является сложным процессом, ведь дыхание у детей зависит от различных факторов и тесно взаимосвязано с физическим развитием. В нашей статье речь пойдет о полезных дыхательных упражнениях. Здесь вы найдете также практические рекомендации для занятий в домашних условиях.
Когда формируется правильное речевое дыхание?
Данный процесс является не одномоментным, он длительный и поэтапный.
Это происходит так:
- Первый этап. С 2 лет до 4 лет формируется неречевое дыхание у детей. Чтобы они его освоили, им надо научиться плавному дыханию. Таким образом итогом обучения становится навык беспрепятственного выполнения длительных выдохов.
- Второй этап. Идет формирование неречевого дыхания диафрагмально-релаксационного типа. Если состояние организма малыша соответствует норме, к 4–летнему возрасту он легко освоит новый навык.
- Третий этап. Речевое дыхание у детей может формироваться, если завершены предыдущие этапы. Здесь требуется очень кропотливое обучение малюток новым умениям! Такое дыхание у детей формируется, когда они пропевают, тянут гласные звуки, проговаривают чистоговорки, длительно произносят определенные согласные. В это время с помощью логопедических и дыхательных упражнений важно научить детишек правильно произносить звуки, слоги, слова, фразы.
Таким образом освоение навыков правильных вдохов и выдохов оказывает огромное влияние на развитие представителей подрастающего поколения и в дальнейшем влияет на обучение и успеваемость.
Внутриутробный период — это только начало…
Важно помнить: формирование дыхательного аппарата тоже не происходит одномоментно. Его структурно-функциональные основы закладываются во внутриутробном периоде, однако дальнейшие процессы протекают по мере взросления и развития детского организма. До 2-летнего возраста это характеризуется интенсивным ростом альвеол, с 2 лет до 5 лет — увеличением эластичной ткани и бронхов, с 5 лет до 7 лет — формированием функциональных особенностей легких. В дальнейшем до 12-летия, если состояние несовершеннолетнего соответствует возрастным физиологическим нормам, увеличивается масса его легких (то есть происходит созревание парного органа). Однако отдельные составляющие бронхолегочной системы еще меняются до 15–16-летия, и таким образом формирование дыхательного аппарата завершается к совершеннолетию.
От чего зависят звукопроизношение и дыхание
На них, в общем-то, оказывает воздействие множество разных факторов.
На дыхание у детей, необходимое для произношения звуков, влияют:
- Возрастные анатомические особенности. Закономерность здесь простая: чем меньше объем легких, тем чаще нужно дышать. Частота вдохов и выдохов у людей меняется по мере взросления. Например: дошкольник делает в среднем ежеминутно 20–25 вдохов, взрослый — 16-20.
- Ключевой тип движений воздушных масс по грудной клетке. Вдохи и выдохи по механизмам своего осуществления тоже различаются в зависимости от возрастных особенностей. У малышей, например, преобладают верхне-грудные (ключичные) движения, а диафрагмальные у них, в свою очередь, формируются постепенно (по мере взросления).
- Динамика общего развития тела. Типичный ее пример: дыхание у детей формируется параллельно с навыками звукопроизношения. Люди устроены так, что 3-6-месячном возрасте у нас происходит естественный процесс подготовки организма к осознанному проговариванию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. Начинается он с реализации голосовых реакций. У особенных детей в большинстве случаев такие изменения протекают в замедленном темпе. Многие солнечные ребятишки изначально предрасположены здесь к сложностям, потому такой категории и требуются специально разработанные комплексы дыхательной гимнастики, чье выполнение должно контролироваться логопедами и врачами, в том числе педиатрами, неврологами.
- Наличие заболеваний. Правильно сформировать длительные выдохи для осуществления звукопроизношения очень затруднительно, если несовершеннолетние страдают ринитом, гайморитом, хроническим бронхитом. К такому же результату приводит наличие у них аденоидов, полипов носовой полости.
Обратите внимание: поверхностное физиологическое дыхание не является основой звукопроизношения! Если второе развивается патологически, следствиями этого становятся различные нарушения, для чьей эффективной коррекции требуется помощь опытных логопедов.
Как выполнять комплекс дыхательной гимнастики?
Сразу же уточним: все упражнения для него должны подбирать специалисты. Исправление здесь дефектов начинается с комплексной диагностики.
Чтобы дать оценку степени имеющихся у малыша нарушений, логопед:
- Наблюдает за состоянием подопечного, когда тот спокоен, произносит звуки, разговаривает, движется.
- Использует специальные приборы, ориентируется на данные врачебных обследований. Так, для оценки выявленных нарушений и прогнозирования развития патологических изменений, логопеду-дефектологу требуются сведения об объеме и состоянии легких несовершеннолетнего.
- Предлагает подопечному выполнять различные задания и оценивает его фонематическую ритмику. Последняя представляет собой способность координировать, например, длительные выдохи с одновременными телодвижениями и проговариваниями гласных, согласных.
Также следует учесть: существуют явные признаки таких нарушений, связанные с функционированием ЛОР-органов, и заметить те могут у крохи даже неспециалисты. Для их выявления часто достаточно несколько раз поговорить с ребенком и обратить внимание на определенные особенности его поведения.
Когда есть дефекты, то он:
- Через каждые 2-3 слова делает вдох.
- Говорит прерывисто, неровно, с частыми бессмысленными паузами.
- Не договаривает слова, проглатывает их окончания, и при этом у него наблюдается разная частота вдохов-выдохов.
- Говорит напряженно.
- Проговаривает окончания фраз, предложений очень тихо.
- Жалуется на усталость после разговора или чтения вслух.
Еще обратите внимание, что существуют и возрастные нормы соотношений частоты выдохов и количества слов. Когда 2–3-летний малыш на одном выдохе произносит 2–3 слова, это нормально, однако у 6–7-летнего непоседы их количество должно быть вдвое больше.
Популярные упражнения из комплексов дыхательной гимнастики
Если у ребенка обнаружены недостатки звукопроизношения, в том числе нарушенное звукообразование, отсутствие четкой артикуляции, интонационной выразительности, то родителям, опекунам или усыновителям следует без промедления обращаться к специалистам. Важно знать: самолечение, самостоятельный выбор речевых упражнений и любые действия без контроля ЛОР-врачей, логопедов, педагогов-дефектологов тут приводят к очень тяжелым последствиям.
Обратите внимание:
- Правильность вдохов-выдохов девчонок и мальчишек должна быть на постоянном контроле у взрослых.
- Очень важно своевременно научить представителей подрастающего поколения ощущать движения воздуха через нос и рот, чувствовать, когда заполняется им грудная клетка и когда он там заканчиваемся.
- Повторять с ребенком выученные им действия надо регулярно, однако ни в коем случае нельзя перегружать его. Один из главных признаков такой перегрузки: головокружение.
Повторение одних и тех же действий быстро утомляет девчонок и мальчишек, потому за состоянием, самочувствием обучаемых надо тщательно следить.
Играйте и повторяйте с ребенком!
Еще немаловажный нюанс: важной частью логопедической коррекции является игровая форма заданий и занятий. Именно она мотивирует несовершеннолетних к освоению новых умений, навыков, вызывает у них положительные эмоции и делает данный процесс комфортным.
Эти задания часто рекомендуют специалисты:
- Качели. Малыш дышит через нос в лежачем положении, и одновременно двигается на его животе в области диафрагмы легкая игрушка, а взрослый тогда же рассказывает веселую рифмовку.
- Дерево на ветру. Играющий в сидячем положении изображает качающееся дерево и дышит в такт своим движениям руками.
- Дровосек. Он имитирует работу дровосека, отрабатывает навык проговаривания слова «бах» на выдохе. Это действие можно повторять с ребенком в ходе одного домашнего занятия не менее 8 раз.
- Сердитый ежик. Игра помогает отрабатывать также произношение согласных «п», «ф», «р» в процессе имитаций действий животного.
- Надувание воздушного шарика. Играющий делает глубокие вдохи-выдохи, двигая одновременно руками, и отрабатывает произношение «ф», «ш».
- Листопад. Здесь главная задача: дуть на бумажные листья, чтобы те перемещались в нужных направлениях. Вместо листьев можно использовать и бумажные шарики. Существует также игра-аналог «Листопада»: «Одуванчик», когда нужно представлять цветок и дуть на его пушинки.
- Гуси летят. Это задание ребятишкам обычно очень нравится, как и действия по надуванию невидимых воздушных шариков. Когда они играют в «Гуси летят», то имитируют полет птиц, поднимая и опуская руки на вдохах-выдохах, и таким образом играющие отрабатывают долгое произношение слога «гу».
- Ворона. Данное задание также полезно и для двигательной коррекции. В процессе подражания движениям вороны у девчонок, мальчишек укрепляются мышцы рук, ног и отрабатывается звук «р» с помощью повторения слова «кар».
Плюс очень полезно, когда в процессе игр малыши имитируют кипящую кашу, часы, трубача, насос, снегопад, паровозик, бегемота, ветряную мельницу, ножницы, пружинку, хомячка, лягушонка, ныряльщика за жемчугом, волну и так далее.
Типичная ошибка многих родителей, усыновителей, опекунов состоит в том, что они сами выбирают задания, чтобы развивать дыхание у детей. А ведь маленьким непоседам те или иные задачи, действия могут не подойти и не понравиться. Наши специалисты готовы для вашего ребенка подобрать комплекс необходимых упражнений, которые он будет выполнять с пользой и удовольствием. Обращайтесь в Областной центр реабилитации «Огонек»!


