Огонек

Дыхание у детей: какие для него нужны упражнения

Дыхание у детей

Правильное речевое дыхание важно для развития речи. Оно не возникает само по себе. Его формирование является сложным процессом, ведь дыхание у детей зависит от различных факторов и тесно взаимосвязано с физическим развитием. В нашей статье речь пойдет о полезных дыхательных упражнениях. Здесь вы найдете также практические рекомендации для занятий в домашних условиях.

Когда формируется правильное речевое дыхание?

Данный процесс является не одномоментным, он длительный и поэтапный.

Это происходит так:

  • Первый этап. С 2 лет до 4 лет формируется неречевое дыхание у детей. Чтобы они его освоили, им надо научиться плавному дыханию. Таким образом итогом обучения становится навык беспрепятственного выполнения длительных выдохов.
  • Второй этап. Идет формирование неречевого дыхания диафрагмально-релаксационного типа. Если состояние организма малыша соответствует норме, к 4–летнему возрасту он легко освоит новый навык.
  • Третий этап. Речевое дыхание у детей может формироваться, если завершены предыдущие этапы. Здесь требуется очень кропотливое обучение малюток новым умениям! Такое дыхание у детей формируется, когда они пропевают, тянут гласные звуки, проговаривают чистоговорки, длительно произносят определенные согласные. В это время с помощью логопедических и дыхательных упражнений важно научить детишек правильно произносить звуки, слоги, слова, фразы.

Таким образом освоение навыков правильных вдохов и выдохов оказывает огромное влияние на развитие представителей подрастающего поколения и в дальнейшем влияет на обучение и успеваемость.

Внутриутробный период — это только начало…

Важно помнить: формирование дыхательного аппарата тоже не происходит одномоментно. Его структурно-функциональные основы закладываются во внутриутробном периоде, однако дальнейшие процессы протекают по мере взросления и развития детского организма. До 2-летнего возраста это характеризуется интенсивным ростом альвеол, с 2 лет до 5 лет — увеличением эластичной ткани и бронхов, с 5 лет до 7 лет — формированием функциональных особенностей легких. В дальнейшем до 12-летия, если состояние несовершеннолетнего соответствует возрастным физиологическим нормам, увеличивается масса его легких (то есть происходит созревание парного органа). Однако отдельные составляющие бронхолегочной системы еще меняются до 15–16-летия, и таким образом формирование дыхательного аппарата завершается к совершеннолетию.

Формирование дыхательного аппарата у детей

От чего зависят звукопроизношение и дыхание

На них, в общем-то, оказывает воздействие множество разных факторов.

На дыхание у детей, необходимое для произношения звуков, влияют:

  • Возрастные анатомические особенности. Закономерность здесь простая: чем меньше объем легких, тем чаще нужно дышать. Частота вдохов и выдохов у людей меняется по мере взросления. Например: дошкольник делает в среднем ежеминутно 20–25 вдохов, взрослый — 16-20.
  • Ключевой тип движений воздушных масс по грудной клетке. Вдохи и выдохи по механизмам своего осуществления тоже различаются в зависимости от возрастных особенностей. У малышей, например, преобладают верхне-грудные (ключичные) движения, а диафрагмальные у них, в свою очередь, формируются постепенно (по мере взросления).
  • Динамика общего развития тела. Типичный ее пример: дыхание у детей формируется параллельно с навыками звукопроизношения. Люди устроены так, что 3-6-месячном возрасте у нас происходит естественный процесс подготовки организма к осознанному проговариванию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. Начинается он с реализации голосовых реакций. У особенных детей в большинстве случаев такие изменения протекают в замедленном темпе. Многие солнечные ребятишки изначально предрасположены здесь к сложностям, потому такой категории и требуются специально разработанные комплексы дыхательной гимнастики, чье выполнение должно контролироваться логопедами и врачами, в том числе педиатрами, неврологами.
  • Наличие заболеваний. Правильно сформировать длительные выдохи для осуществления звукопроизношения очень затруднительно, если несовершеннолетние страдают ринитом, гайморитом, хроническим бронхитом. К такому же результату приводит наличие у них аденоидов, полипов носовой полости.

Обратите внимание: поверхностное физиологическое дыхание не является основой звукопроизношения! Если второе развивается патологически, следствиями этого становятся различные нарушения, для чьей эффективной коррекции требуется помощь опытных логопедов.

Дыхание у детей

Как выполнять комплекс дыхательной гимнастики?

Сразу же уточним: все упражнения для него должны подбирать специалисты. Исправление здесь дефектов начинается с комплексной диагностики.

Чтобы дать оценку степени имеющихся у малыша нарушений, логопед:

  • Наблюдает за состоянием подопечного, когда тот спокоен, произносит звуки, разговаривает, движется.
  • Использует специальные приборы, ориентируется на данные врачебных обследований. Так, для оценки выявленных нарушений и прогнозирования развития патологических изменений, логопеду-дефектологу требуются сведения об объеме и состоянии легких несовершеннолетнего.
  • Предлагает подопечному выполнять различные задания и оценивает его фонематическую ритмику. Последняя представляет собой способность координировать, например, длительные выдохи с одновременными телодвижениями и проговариваниями гласных, согласных.

Также следует учесть: существуют явные признаки таких нарушений, связанные с функционированием ЛОР-органов, и заметить те могут у крохи даже неспециалисты. Для их выявления часто достаточно несколько раз поговорить с ребенком и обратить внимание на определенные особенности его поведения.

Когда есть дефекты, то он:

  • Через каждые 2-3 слова делает вдох.
  • Говорит прерывисто, неровно, с частыми бессмысленными паузами.
  • Не договаривает слова, проглатывает их окончания, и при этом у него наблюдается разная частота вдохов-выдохов.
  • Говорит напряженно.
  • Проговаривает окончания фраз, предложений очень тихо.
  • Жалуется на усталость после разговора или чтения вслух.

Еще обратите внимание, что существуют и возрастные нормы соотношений частоты выдохов и количества слов. Когда 2–3-летний малыш на одном выдохе произносит 2–3 слова, это нормально, однако у 6–7-летнего непоседы их количество должно быть вдвое больше.

Комплекс дыхательной гимнастики ребёнка

Популярные упражнения из комплексов дыхательной гимнастики

Если у ребенка обнаружены недостатки звукопроизношения, в том числе нарушенное звукообразование, отсутствие четкой артикуляции, интонационной выразительности, то родителям, опекунам или усыновителям следует без промедления обращаться к специалистам. Важно знать: самолечение, самостоятельный выбор речевых упражнений и любые действия без контроля ЛОР-врачей, логопедов, педагогов-дефектологов тут приводят к очень тяжелым последствиям.

Обратите внимание:

  • Правильность вдохов-выдохов девчонок и мальчишек должна быть на постоянном контроле у взрослых.
  • Очень важно своевременно научить представителей подрастающего поколения ощущать движения воздуха через нос и рот, чувствовать, когда заполняется им грудная клетка и когда он там заканчиваемся.
  • Повторять с ребенком выученные им действия надо регулярно, однако ни в коем случае нельзя перегружать его. Один из главных признаков такой перегрузки: головокружение.

Повторение одних и тех же действий быстро утомляет девчонок и мальчишек, потому за состоянием, самочувствием обучаемых надо тщательно следить.

Играйте и повторяйте с ребенком!

Еще немаловажный нюанс: важной частью логопедической коррекции является игровая форма заданий и занятий. Именно она мотивирует несовершеннолетних к освоению новых умений, навыков, вызывает у них положительные эмоции и делает данный процесс комфортным.

Эти задания часто рекомендуют специалисты:
  • Качели. Малыш дышит через нос в лежачем положении, и одновременно двигается на его животе в области диафрагмы легкая игрушка, а взрослый тогда же рассказывает веселую рифмовку.
  • Дерево на ветру. Играющий в сидячем положении изображает качающееся дерево и дышит в такт своим движениям руками.
  • Дровосек. Он имитирует работу дровосека, отрабатывает навык проговаривания слова «бах» на выдохе. Это действие можно повторять с ребенком в ходе одного домашнего занятия не менее 8 раз.
  • Сердитый ежик. Игра помогает отрабатывать также произношение согласных «п», «ф», «р» в процессе имитаций действий животного.
  • Надувание воздушного шарика. Играющий делает глубокие вдохи-выдохи, двигая одновременно руками, и отрабатывает произношение «ф», «ш».
  • Листопад. Здесь главная задача: дуть на бумажные листья, чтобы те перемещались в нужных направлениях. Вместо листьев можно использовать и бумажные шарики. Существует также игра-аналог «Листопада»: «Одуванчик», когда нужно представлять цветок и дуть на его пушинки.
  • Гуси летят. Это задание ребятишкам обычно очень нравится, как и действия по надуванию невидимых воздушных шариков. Когда они играют в «Гуси летят», то имитируют полет птиц, поднимая и опуская руки на вдохах-выдохах, и таким образом играющие отрабатывают долгое произношение слога «гу».
  • Ворона. Данное задание также полезно и для двигательной коррекции. В процессе подражания движениям вороны у девчонок, мальчишек укрепляются мышцы рук, ног и отрабатывается звук «р» с помощью повторения слова «кар».

Плюс очень полезно, когда в процессе игр малыши имитируют кипящую кашу, часы, трубача, насос, снегопад, паровозик, бегемота, ветряную мельницу, ножницы, пружинку, хомячка, лягушонка, ныряльщика за жемчугом, волну и так далее.

Типичная ошибка многих родителей, усыновителей, опекунов состоит в том, что они сами выбирают задания, чтобы развивать дыхание у детей. А ведь маленьким непоседам те или иные задачи, действия могут не подойти и не понравиться. Наши специалисты готовы для вашего ребенка подобрать комплекс необходимых упражнений, которые он будет выполнять с пользой и удовольствием. Обращайтесь в Областной центр реабилитации «Огонек»!