Огонек

Дети, пишущие зеркально: как помочь школьникам

Дети пишущие зеркально

Когда маленькие непоседы осваивают навыки письма, они сталкиваются с разными сложностями в написании букв и цифр. Среди причин этого: недостаточно развитая моторика, слабая координация рук, эпилептический синдром, задержки речевого развития. Дети, пишущие зеркально, составляют, согласно данным статистики, 1% от общего количества школьников, однако, как показывает практика, таких несовершеннолетних в разы больше…

Если ребенок пишет неправильно…

В дошкольном периоде, в общем-то, ничего удивительного в том нет. К 7–8-летнему возрасту дошколенок, развивающийся в пределах возрастной нормы, перестает так ошибаться. Это естественный процесс… Если же зеркальный почерк остается, он свидетельствует о наличии речевого нарушения. И сам по себе данный дефект не исчезнет!

Важно без промедления начинать коррекционные занятия, когда у ребенка обнаружен «почерк Леонардо». Таким же принципом следует руководствоваться, если выявлены первые признаки устойчивости данного нарушения.

Леонардо до Винчи, следует отметить, использовал данный способ записи информации для своих научных трудов. На его гениальность искаженное письмо не повлияло отрицательно. Так что дети, пишущие зеркально, в ряде случаев успешно обучаются чтению и осваивают письменную речь. У такой категории обучающихся логопеды редко диагностируют дисграфию.

Также следует учитывать факт: в дошкольном возрасте маленькие люди пишут знаки неправильно из-за специфики своего восприятия пространства. Потому закономерно возникает вопрос: в каких именно случаях здесь нужно обращаться к логопеду, педагогу-дефектологу, неврологу, чтобы отучить юного непоседу от привычки искаженно записывать буквы и цифры?

Первые тревожные звоночки

Ответ прост: если дошколенок указанный способ отображения информации использует недолго, поведенческий феномен носит временный характер и исчезнет сам. Когда зеркальное письмо сохраняется длительное время, помощь специалистов, однозначно, требуется. Исправить его необходимо до того, как дошколенок станет школьником! Если упустить время, бездействие приведет к низкой успеваемости и еще целой массе проблем с психоэмоциональной сферой.

Обратите внимание: риски формирования устойчивого неправильного навыка можно спрогнозировать при наблюдении за поведением девчонок и мальчишек, когда они рисуют примитивные геометрические фигуры, символы. Например: если маленький непоседа изображает палочки не сверху вниз, а снизу вверх или затрудняется сравнивать предметы по форме. Еще важно учитывать, что зеркальный почерк  бывает у 30–35% дошкольников-левшей и школьников-левшей.

Дети пишущие зеркально

Также его устойчивое формирование провоцируют:

  • Переутомление доминирующей правой руки.
  • Слишком ранняя работа с прописями.
  • Нарушения временного, пространственного восприятий.       

Обратите внимание: если у дошкольника наблюдаются сложности со сравнительным анализом, они в итоге отрицательно отразятся на качестве изображения различных графических знаков! Потому так необходимо целенаправленно обучать девчонок, мальчишек сравнивать различные предметы по размерам, местам размещения, количественным и другим характеристикам.  

Что касается раннего обучения написанию букв, то оно несет в себе значительные риски… Дошколята, копируя символы, не обращают особого внимания на правильность воспроизведения. Если у дошкольника есть задержки в развитии, диагностирована недоразвитость головного мозга, не следует спешить с обучением его новым умениям. В таких случаях оптимальным будет вариант, когда несовершеннолетний начнет изучать написание букв в 7–8-летнем возрасте и осваивать новые компетенции.

Как прививать правильные навыки?

Также следует учесть: даже если ребенок обучается позже сверстников, своевременные логопедическая диагностика и вмешательство помогут ему успешно освоить новые компетенции. В любом случае первоначальную коррекцию надо начинать до того, как несовершеннолетний станет читать по слогам. Освоить же умения, навыки маленькому непоседе помогут увлекательные игры. Благодаря им он научится различать расположенные слева, справа предметы, заниматься с музыкальным алфавитом и многому другому.

Обратите внимание: дети, пишущие зеркально, обычно путают между собой правые и левые руки. Если они не научатся различать те между собой, попытки исправления неправильных привычек окажутся бессмысленными!

Плюс еще в изучении дошколятами алфавита есть свои нюансы… Дети, пишущие зеркально, обычно легко запоминают, воспроизводят симметричные изображения. С такими символами у них обычно трудностей не возникает. Что же касается повернутых вправо, влево графических знаков, те необходимо несовершеннолетним изучать по таким же группам, заучивая воспроизведение до автоматизма. Аналогичный принцип обучения действует и в отношении цифр, повернутых влево, вправо.

Дети пишущие зеркально

Как работать с восприятием?

Здесь тоже помогут различные игры, интересные упражнения. Однако родителям важно помнить: правильно подобрать все это смогут только специалисты! Если у ребенка нарушено восприятие пространства и времени, в первую очередь необходимо пройти в ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонек» диагностику, установить причины отклонения и только потом можно принимать меры.

Решить данную задачу помогают:

  • Упражнения на запись, чтение разных букв по группам (левосторонние, правосторонние).
  • Игры, когда ребятишки сравнивают формы символов с предметами, явлениями, животными.
  • Игры на поиск схожих, различных элементов.
  • Занятия с кубиками, трафаретами, где изображены эталонные буквы и цифры.
  • Повторение движениями пальцев порядков изображения знаков, например: рисование гласных, согласных в воздухе.
  • Графические диктанты, когда ребятишки записывают точки, палочки, черточки, треугольники, кружочки под диктовку.

Также тут полезны массаж и самомассаж пальцев с помощью специальных приспособлений. Они позитивно влияют на активность головного мозга, развитие мелкой моторики, координацию движений рук.

Секреты успешного обучения

Если выявлено устойчивое зеркальное письмо,  систематические занятия по коррекции письменной речи требуется проводить регулярно. Чтобы они приносили результаты, на освоение правильного написания одной–двух букв, обычно уходит несколько дней. Для особенных детей срок, закономерно, значительно увеличивается. При этом перед девчонками, мальчишками практически постоянно должны находиться изучаемые ими графические знаки, например: это могут быть яркие, красочные изображения алфавитов, числовых рядов на плакатах.

Родителям, опекунам не следует забывать, что коррекционные занятия и у специалистов в Областном реабилитационном центре «Огонек», и на дому должны приносить обучаемым радость, удовольствие, мотивировать тех к освоению нового. Типичный пример: если дошкольник (школьник) угадывает пропущенные гласные или согласные в словах и таким образом закрепляет обретаемый навык, взрослым лучше превратить систематическое выполнение упражнения в своего рода квест. Здесь, например, можно начислять волшебные баллы за правильные ответы и потом объявить маленького непоседу супергероем, мотивируя тем самым к дальнейшему саморазвитию.