
Многие родители имеют смутное представление, как должно происходить развитие речи у маленьких непосед. Согласно данным Минздрава России, его задержки диагностируются у 30% малышей в возрасте до 3 лет, у 25% дошкольников и 15% школьников. Закономерно, что запуск речи у детей стал одной из наиболее распространенных современных проблем.
Почему ребенок не говорит?
Данный вопрос часто можно услышать от родителей, приходящих на приемы к педиатрам, логопедам, другим специалистам. Взрослые беспокоятся, переживают, паникуют… Причины задержки бывают разными, как и у отставания в развитии психических процессов. Чтобы максимально увеличить шансы на ее преодоление, требуется целенаправленное обучение, воспитание представителей подрастающего поколения. Запуск речи у детей может быть правильно осуществлен только с помощью специалистов! Потому проведение специальных коррекционных занятий с логопедами — обязательное условие, чтобы ребятишки заговорили.
Также важно учитывать ценность помощи родителей в запуске, развитии речи у представителей подрастающего поколения. Проблему, что малыш своевременно не заговорил, нельзя рассматривать однобоко! Да, каждый маленький непоседа развивается по-своему. Однако существуют определенные возрастные нормы, признанные медициной, логопедией, педагогикой общими, потому здесь и надо анализировать различные факторы…
Вывод из этого следует один: ребенку нужна помощь своевременная! Ее необходимо оказывать задолго до того, как он должен, согласно возрастным нормам, уметь проговаривать полноценные фразы, осознанно строить простые, сложные предложения.
Подробнее об особенностях речевого развития
Оно начинается с первых дней жизни человека. Первоначальные его признаки и составляющие: смех, плач, гуление. Первые слоги кроха должен произносить с 2 месяцев. Полугодовалые же малыши начинают воспроизводить отдельные слова, копировать услышанные от взрослых некоторые звуки. Так вот и стартует постепенное наращивание словарного запаса…
Если ребятишки развиваются нормально, первые длинные фразы они свободно проговаривают в 3-летнем возрасте, потом учатся составлять сложные предложения. Следует отметить: предшествующие этапы напрямую влияют на последующие. Потому небольшие нарушения речи способны перерастать в сложные дефекты, если первые не исправлены своевременно.
Признаки отставания
Когда задержки в развитии малыша есть, обычно они обнаруживаются после достижения крохой 1,5-летнего возраста. Словарный запас вашего 1,5–летнего ребенка ограничен словами «мама», «папа»? Обязательно запишитесь на консультацию специалиста! Он проведет диагностику, выявит причины недоразвития, выберет оптимальную схему коррекции.
Если же малыш не понимает, не использует к своим 2 годам 15–20 слов, не проговаривает простые повествовательные, восклицательные предложения, это указывает на серьезные проблемы. Обратите также внимание: нарушения речи часто сопровождаются определенными сопутствующими состояниями, например: тревожностью, агрессией. Чтобы помочь здесь маленькому непоседе еще потребуется и профессиональная психокоррекция.
Как родители могут помочь ребенку?
Вот еще важный вопрос в таких ситуациях. Взрослые часто совершают типичную ошибку: проговаривают в присутствии малышей простые предложения, максимально упрощенные, однотипные фразы в надежде, что помогут и разговорят ребятишек. Данной схемы поведения придерживаются и родители особенных детей, не понимая простую истину: сложные по конструкциям предложения тоже нужны!
Да, особенному ребенку тяжело, часто невозможно с первых разов воспроизводить длинные фразы. Однако взрослым необходимо использовать сложные предложения, чтобы развивать причинно-следственные ассоциации у дошколят. Также тут важно уделять внимание вопросительным предложениям (эти конструкции усваиваются особенными детьми тяжелее всего), чаще те проговаривать, задавать вопросы, вовлекать в общение.
Зачем нужны игры, сказки, потешки, стишки?
Чтобы запуск речи у детей происходил своевременно, родителям требуется активно использовать различные игры, помогающие девчонкам, мальчишкам овладевать новыми умениями, навыками. Обратите внимание: тут очень важен индивидуальный подход в выборе упражнений, игр и прочего. Те, в свою очередь, требуется выбирать в соответствии с возрастными, физическими и другими особенностями обучаемых.
Рассмотрим это на примере малюток, не достигших годовалого возраста… Здесь овладению новыми умениями, навыками содействуют: чтение сказок, потешек, стишков, поиск любимых игрушек, когда взрослые четко проговаривают названия искомых предметов. Игры, с чьей помощью ребятишки знакомятся с различными звуками, закладывают основу дальнейшего правильного воспроизведения звуков. Слуховой анализ, слуховое восприятие тоже влияют на запуск речи у детей, потому то и другое надо начинать формировать с первых месяцев жизни.
Индивидуальный подход и регулярность занятий
Вот два важных условия результативности любого обучения. Важно, чтобы родители наблюдали за реакцией детишек на произносимые, услышанные слова, показывали на своих примерах, какие действия обозначают определенные фразы.
В любом случае без помощи специалистов Областного центра реабилитации «Огонек» здесь не обойтись! Профессионалы помогут сформировать развивающую речевую среду для вашего крохи. Чем раньше логопед начнет проводить с ним регулярные коррекционные занятия, тем выше окажутся результаты.
Не дожидайтесь, когда вашему ребенку исполнится 5 лет или ситуации, что его отставание в развитии речи станет явным! Ее запуск начинается примерно с 1,5 лет. Если он задерживается, без промедления обращайтесь к специалистам Областного реабилитационного центра «Огонек» в Челябинске!