Занятия с логопедом назначают после тщательной логопедической диагностики состояния пациента. Специалист проводит всестороннее обследование детей с нарушениями речи по схеме:
- Изучение наследственных факторов. Особое внимание уделяется алкоголизму, нервно-психическим заболеваниям, заиканию у ближайших родственников, обстановке в семье.
- Беременность с особенностями внутриутробного развития. Роды, грудное или искусственное вскармливание.
- Наличие травм, инфекций в периоде до 1 года.
Время формирования моторных навыков (сидение, стояние, ходьба) также важны в постановке диагноза логоневроза. По результатам обследования назначается комплекс медицинских, педагогических приёмов для устранения заикания.
Логопедическая работа с заикающимися особенными детьми
Основная цель коррекционной работы у детей с нарушениями речи — достижение навыков устойчивой, плавной дикции, без заикания. Для решения задачи используются разные методы поддерживающей терапии.
Для чего служит артикуляционная гимнастика
Комплекс упражнений, целью которых является выработка движений и положений органов речедвигательного аппарата, получил название «артикуляционная гимнастика». Совокупность таких манипуляций, чаще проводимых перед зеркалом, помогает:
- Создавать нервно-мышечный фон, который позволит выработать скоординированные движения.
- На занятиях тренируются мышцы нижней челюсти, языка,губ, глотки, мягкого нёба, мимические мышцы. Запоминание правильного положения языка, губ доводится до автоматизма.
Благодаря регулярным занятиям снимается напряженность мимической мускулатуры, органов, участвующих в речи.
Дыхательная гимнастика
Работа над дыханием — основой речи, особенно важна для исправления нарушений. Необходимо добиться автоматизации в такой области, как правильный полный вдох и выдох. Отрабатывается синхронизация речи с фиксированным выдохом. Определённый набор упражнений сочетает голос с движением, речь с двигательной активностью.
Логоритмические упражнения в ходе занятия с логопедом помогают согласовывать темп, ритм речи с движениями. К тому же, формируют мягкую голосоподачу, ритмизируют речь.
Голосовая гимнастика
Специальные упражнения развивают силу голоса. Помимо этого, меняется высота, модуляции, тембр.
Корректирующие практики, применяемые в Челябинске
Логопед — сотрудник ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк», использует в ходе развивающих занятий особые методики:
- Практикуется развитие фонематического слуха. Собственно говоря, это часть физиологического слуха, которая выделяет фонемы и звуки. Ребёнок в игровой форме отрабатывает звуковой состав слова и звучание музыкальных инструментов, природных явлений, звуков у животных.
- Кроме того, на занятиях с логопедом также применяется логопедический массаж. Ему подвергаются нервы, мышцы, кровеносные сосуды, ткани периферического речевого аппарата.
Таким образом, подытоживая, можно сказать, что в Челябинске в детском реабилитационном центре применяются все существующие методики коррекции у детей с нарушениями речи. После логопедических занятий у них увеличивается словарный запас, развиваются умственные способности, вырабатывается правильная, чёткая дикция.