Огонек

Постановка буквы «Р»: как правильно ее выполнить?

Постановка буквы р

Это одна из сложнейших задач в развитии устной и письменной речи. Постановка буквы «Р» (точнее, соответствующего звука) влияет на социальную адаптацию дошкольников и младших школьников, ведь хорошо говорящим детям проще общаться со сверстниками и взрослыми. Также она оказывает влияние на формирование грамматических навыков у представителей подрастающего поколения, на качество их обучения чтению и письму.

Почему возникают сложности с произношением звука «Р»?

Для него требуются правильное дыхание, сильное вибрирование кончика языка и точная координация артикуляционных мышц. Сами по себе эти навыки не возникают! Чтобы они сформировались, требуется целенаправленная работа по развитию речи ребенка. И начинается она с логопедической диагностики, когда логопед оценивает состояние речевого развития маленького непоседы, выявляет причину возникшей сложности, подбирает схему ее коррекции.

Консультация специалиста по данному вопросу, если сказать откровенно, требуется еще до того, как возникает проблема со звуками «р» или «л», ведь вторым дошколята обычно замещают первый. Дело в том, что постановка буквы «р» часто превращается в проблему из-за свистящих и шипящих согласных. Если ребенок те не различает и не произносит правильно, это приводит к тому, что он не может в итоге выговаривать букву «р». Потому косвенная работа над ней начинается, в общем-то, значительно раньше. Немаловажную роль в данном процессе играет, конечно же, ранняя логопедическая диагностика в Челябинске, благодаря которой своевременно выявляются у представителей подрастающего поколения различные речевые нарушения.

Об истоках проблем с произношением звука «р»

Они весьма разнообразны…  Это могут быть фонематические трудности (например: неправильная работа артикуляционных органов из-за слабых мышц языка), фонематические проблемы (типичный пример: ребенок не воспринимает различия между «р» и «л»), ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Также обычно требуется длительная постановка буквы «р» детям, у которых утолщенные, укороченные, неправильно расположенные подъязычные связки (уздечки). Еще очень сложно научиться выговаривать букву Р несовершеннолетним, когда те имеют глубокий неправильный прикус, нарушение фонематического слуха, нарушенное речевое дыхание.

Каждая из перечисленных причин имеет множество предпосылок своего возникновения. Так, слабые вибрации языка обычно являются следствиями его недостаточной подвижности, неширокой амплитуды движений. Также первоистоками многих проблем с правильным произношением у девчонок и мальчишек часто становятся: подражание неправильно говорящим взрослым, неуверенность в себе, страх ошибок, дефицит речевого общения. Если же говорить об особенных детях, то у них освоение новых навыков идет сложнее и медленнее, чем у сверстников. Главная здесь предпосылка состоит в том, что у несовершеннолетних, обладающих слабым здоровьем, запаздывают слуховые реакции и есть нарушения слуховых памяти и внимания.

Пора научиться произносить «Р»!

В любом случае родителям не надо паниковать и самим без помощи специалистов пытаться научить маленьких непосед говорить правильно! В первую очередь надо записать ребенка в Челябинске на прием к логопеду и тем специалистам, чья помощь здесь может потребоваться (например: к неврологу, психологу, и только потом надо начинать решать вопросы с осуществлением речевой коррекции. Рассмотрим ее дальнейшие этапы…

Постановка буквы р

Подготовка артикуляционного аппарата

Это, в общем-то, целенаправленная работа по укреплению мышц языка и улучшению координации его движений. Мышечный орган должен обладать достаточной силой, потому на данном этапе важно проводить массаж языка, тренировать ребенка перемещать его вверх и вниз (как на качелях), укреплять тот с помощью упражнений на прижатие к верхнему нёбу. Все это важно для выработки вибраций языка. Именно на этом этапе логопеды часто практикуют игру с детьми «Моторчик» и рекомендуют родителям ее повторять в домашних условиях. При выполнении ее заданий язык малыша движется вперед и назад по небу, и это действие эффективно помогает укреплять языковые мышцы.

Формирование воздушной струи

Она должна быть сильной и иметь определенное направление (передвигаться вдоль языка). Чтобы достичь такого эффекта, требуются упражнения по формированию правильного дыхания у маленького непоседы. Например: «Дудочка» (малыш имитирует исполнение мелодии на музыкальном инструменте), «Ветерок» (он перемещает с помощью направленного дыхания перышки, кусочки бумаги).

Постановка «Р»

Здесь специалисты используют различные методы стимуляции вибраций языка: от заданий малышу повторять вслед за взрослыми движения внутреннего органа, знакомые сочетания звуков (например: «тр-тр-тр») до инструментального и аппаратного воздействий. Последние подразумевают использование шпателей и зондов для формирования у языка необходимых двигательных навыков.

Автоматизация звука

Это закрепление нового навыка, полученного ребенком. Оно включает в себя контроль специалистов и родителей за тем, чтобы несовершеннолетний активно практиковал полученное умение в общении с детьми и взрослыми. Вот еще один ответ на вопрос о том, как сформировать у девчонок и мальчишек правильное произношение! Важно доводить получаемые детьми речевые навыки до автоматизма. Начинать здесь надо с простых слогов (например: «ра», «ро»), потом следует переходить к словам («рыба», «корона» и так далее) и далее уже повторять предложения, состоящие из «рычащих» слов. Если автоматизация стала полной, маленький непоседа без труда сможет использовать свой новый навык повседневно.

Обратите внимание: если ребенок научился четко различать, выговаривать, автоматически использовать данный звук в своей речи, то постановка буквы р почти увенчалась успехом. Следующими же этапами работы тут становятся обучение маленького непоседы письменности, формирование у него необходимых грамматических навыков.