
То или иное нарушение устной речи в наши дни диагностируют у 30-92% дошкольников и учащихся начальных классов. При этом часто родители даже не подозревают, что у маленьких непосед есть такие проблемы. Многие виды нарушений выявляются в процессе обучения девчонок и мальчишек в подготовительных, начальных классах общеобразовательных школ. Что родителям важно знать о речевых расстройствах? Куда обращаться за помощью?
От дисфонии до дислалии
Речевые расстройства, диагностируемые у представителей подрастающего поколения, принято делить на 2 группы: фонационные (то есть когда ребенок неправильно произносит слова, фразы, предложения) и структурно-семантические (когда не может строить логически связанные фразы, предложения, использовать грамматические конструкции). При этом к первой группе относятся не только проблемы с извлечением звуковых волн, но и с темпом речи, ее интонацией. Как показывает практика, во многих случаях расстройства имеют комбинированный характер, из-за чего они труднее поддаются коррекции.
В современной логопедии выделяют такие виды нарушений, как:
- Дисфония (афония). То есть нарушение голоса. Оно может иметь изолированную форму. Причина афонии: патологические изменения речевого аппарата.
- Брадилалия (брадифразия). Когда та проявляется в изолированной форме, речь у несовершеннолетнего может быть правильной. Главный признак брадифразии: замедленный темп, когда ребенок проговаривает слова, фразы, предложения монотонно, вяло, растянуто.
- Тахилалия (тахифазия). Является противоположностью брадилалии. Здесь темп речи сильно ускорен, она имеет напористый, торопливый, стремительный характер. Один из признаков тахифазии: аграмматизмы, то есть неспособность ребенка правильно воспринимать, выстраивать фразы, предложения, тексты. Другой ее распространенный признак: полтерн — запинки, спотыкания при произношении, необоснованные паузы.
- Заикание. Является результатом судорожного состояния мышц речевого аппарата, когда в итоге нарушаются темп, ритм проговариваемых слогов, слов, фраз.
- Дислалия. Относится к категории расстройств звукопроизношения. Ее довольно часто диагностируют, когда слух маленьких непосед находится в нормальном состоянии и при этом есть проблемы с оформлением высказываний (дети искаженно произносят звуки, заменяют те с правильных на неправильные).
- ОНР (общее недоразвитие речи). Это, в общем-то, проблемы со всеми ее аспектами — от звуковых до семантических.
Также отдельной группой принято считать расстройства, чьими причинами становятся анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Плюс следует учитывать: органические нарушения, как и функциональные, имеют разную длительность по времени. Вторые носят временный характер и легче поддаются коррекции, первые же — стойкие, длительные и требуют, помимо нее, комплексного долгосрочного лечения.
Об особенностях ринолалии и дизартрии
Проблемы с оформлением высказываний у представителей подрастающего поколения весьма многогранны и разнообразны. Да, многие дефекты могут проявляться самостоятельно, но среди них есть те, которые чаще всего встречаются как части сложных речевых нарушений. Типичный пример: ринолалия и дизартрия. В первой ситуации наблюдаются патологические изменение тембра голоса, искаженное произношение ребенком практически всех звуков. При этом он говорит малоразборчиво, монотонно.
Дизартрия, в свою очередь, может проявляться в минимальной (стертой), среднетяжелой, тяжелой формах. В первом случае важный ее признак: недостаточная точность артикуляционных движений у дошкольника либо школьника. Если же та имеет тяжелую форму, маленький человек либо говорит нечленораздельно, либо не говорит вообще. Формы и особенности дизартрии зависят от тяжести поражения ЦНС, характера неврологических патологий, пораженных структур головного мозга.
Об алалии и афазии
То и другое нарушение устной речи относится к группе структурно-семантических. Алалии свойственна органическая природа, ведь тогда у детей диагностируются различные поражения головного мозга.
Ее причины:
- Дородовые (например: травма плода).
- Интранатальные (типичный пример: кислородное голодание в момент родов).
- Постнатальные (в том числе из-за черепно-мозговых травм, соматических заболеваний у новорожденных).
- Социально-психологические (типичные примеры: отсутствие развивающей среды, дефицит речевого общения в семьях).
В таких случаях не идет формирование языковых средств и речепорождения, маленький непоседа не может воспроизводить звуковой, слоговой состав слов. Если же нарушение устной речи имеет более масштабный характер и становится составляющей полной либо частичной утраты речевых функций (и причинами данного явления оказываются локальные органические повреждения головного мозга), тогда ребенку ставят другой диагноз: афазия. Последняя схожа с алалией, но афазию обычно диагностируют у людей в возрасте от 3 лет и старше, потому что речь тут теряется после своего формирования (например: из-за опухоли головного мозга либо черепно-мозговой травмы).
Чем опасны гиперопека и опережающее развитие?
Примечательно, что в дошкольном возрасте, как и в школьном, проблемы с устной речью возникают даже у здоровых детей. Так, у младших школьников одними из самых распространенных ее дефектов являются: неумение правильно произносить звуки, замена их другими (которые получается выговаривать), сильное искажение гласных и согласных. Перечисленные недочеты при правильном речевом воспитании, если ребенок физически, психически здоров, могут быть исправлены с помощью специалистов довольно быстро, так как маленький человек находится в среде, которая естественным образом помогает устранять недостатки в звукопроизношении. Особенным же детям при аналогичных условиях требуется большее количество коррекционных занятий, и процесс коррекции у них идет значительно медленнее…
Одновременно на примере дошкольников, школьников довольно просто пронаблюдать то, как могут отрицательно влиять на речевое развитие ребенка условия, в которых он растет. Взрослые часто даже не задумываются, что здесь еще проблемы у девчонок и мальчишек могут быть последствиями поведения родителей. Вторые нередко, желая лучшего, в общем-то, создают почву, чтобы затормозить детское развитие.
На него отрицательно влияют:
- Гиперопека. Типичный пример: ребенку постоянно подсказывают, проговаривают вместо него предложения, и он перестает стремиться выражать свои мысли.
- Чрезмерное давление и постоянные запреты. В первом случае от малыша требуют сразу правильного проговаривания звуков, слогов, слов. В итоге у него вырабатывается негативизм, и маленький непоседа, понимая обращенные к нему слова, отказывается разговаривать. Не менее опасны и запреты, например, петь, вступать в разговоры со взрослыми. Когда малыш часто слышит от близких команды «Перестань говорить!», «Закрой рот!», «Молчи!», он теряет мотивацию к общению.
- Опережающее развитие ребенка. Оно опасно тем, что способно стать причиной недостаточного развития фонематического слуха, проблем с лексико-грамматической структурой речи, фиксации на неправильном произношении. Последняя возникает, когда маленького человека рано заставляют сразу говорить на двух и более языках.
И это далеко не все примеры таких крайностей…
Обращайтесь за помощью в «Огонек»!
В любом случае взрослым важно помнить: только своевременная логопедическая коррекция является эффективным средством в борьбе против различных речевых нарушений. Плюс, помимо логопеда, маленькому непоседе еще надо получить, как минимум, помощь педиатра, невролога, психолога и пройти курсы оздоровительных процедур.
Вы заметили у дошкольника либо школьника повторяющееся нарушение устной речи? Сразу обращайтесь к нашим специалистам! Мы осуществим ее точную комплексную диагностику и эффективную коррекцию.