Огонек

Речевое развитие приводим в норму

Речевое развитие

Иногда случается, что у здоровых детей в медицинской карте стоит диагноз с грозной аббревиатурой ЗПРР. Что это значит, и как быть родителям в данном случае? Задержка психоречевого развития означает запоздалое в сравнении с нормой овладение ребёнком младше 3 лет навыками устной речи. Что делать родителям таких детей, что вообще означает термин «речевое развитие», читайте в статье.

Общее знакомство с проблемой

Маленький человек поэтапно учиться говорить. И к трём годам у него должен сформироваться запас слов, причём с экспрессивной окраской. Если этого не произошло, родителям следует проконсультироваться у специалистов. В профильном учреждении ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк» помогут своевременно выявить и откорректировать недоразвитие речи у детей.

В процессе своего подрастания ребенок развивается. Это понятие включает в себя и такой важный элемент, как формирование речи. Едва появившись на свет, малыш сообщает об этом радостном событии своим криком.

Дальше растущий человек проходит определенные этапы:

  • Подготовительное речевое развитие начинается в полтора-два месяца, когда новорождённый начинает гулить.
  • В возрасте 4-5 месяцев переходит к лепету.
  • В семь с половиной — восемь месяцев произносит лепетные слова. Вся семья дружно начинает выяснять, что их дитя сказало первым: «мама», «папа», «баба» и т. д. Иногда звучат самые неожиданные варианты.
  • Речевое развитие девочек, как правило, протекает быстрее, чем у мальчиков. Маленькие принцессы свои первые слова произносят в 9-10, а представители сильного пола — к 11-12 месяцам.

Нормой считается, когда в годовалом возрасте словарный запас ребёнка состоит из примерно десятка слов. В набор обычно входят постоянно употребляемые в семье «мама», «папа», «баба», «деда» и т. д. К этому времени малыш должен чётко понимать, что от него просят взрослые. Даже если он ещё не умеет называть различные предметы, но интуитивно осознает, какие вещи требуется принести: мяч, ложка, чашка, мишка, зайчик и прочее.

Признаки недоразвития речи

В полуторагодовалом возрасте или на два-три месяца позже происходит резкое увеличение использования слов, до этого времени находившихся в пассивном запасе. Родители обычно говорят, что сын молчал, молчал и вдруг заговорил целыми предложениями. Или стал отчетливо произносить названия всех доступных его пониманию предметов. Произошёл «лексический взрыв». Ребёнок до поры до времени накапливал в своём головном мозге определения, понимал их значение, но не мог произнести.

Активная речь у детей формируется с разной скоростью. Но существуют определённые ориентиры:

  • В полтора года дети должны уметь указывать пальцем на вещи, о которых идёт речь в разговоре, полностью понимать обращение к ним взрослых.
  • В три года полагается обладать связной речью, конструировать простые предложения. Например, «я иду в детский сад», «мы ходили в парк».

С небольшими допусками в ту или иную сторону, но существуют определённые показатели, на которые надо ориентироваться. Нормой считается умение ребёнком использовать в трёхлетнем возрасте примерно 500-800 слов. Через год цифры возрастают в два раза. Если такие параметры значительно отстают, специалисты говорят о недоразвитии речи.

Речевое развитие

Причины задержки речи

Речевое развитие у детей может отставать по разным причинам. Их разбивают на две обширные категории: органические (носят медицинский характер) и социальные факторы.

Органические причины

Биологические факторы, влияющие на то, что ребёнок плохо говорит, выяснены не до конца. Треть из них остаётся «за бортом» медицинских исследований.

Речевое развитие претерпевает отставание в следующих случаях:

  • Перинатальное поражение мозга (энцефалопатия) определяет минимальную мозговую дисфункцию. Происходит это, когда плод страдал от внутриутробной гипоксии или произошла асфиксия в процессе родов. Сюда относят случаи родовых травм, внутриутробных инфекций, недоношенности и переношенности беременности.
  • Различные заболевания в младенческом возрасте (черепно-мозговые травмы, менингит, энцефалит, осложнение после вакцинации).
  • Нарушения слуха (тугоухость).
  • Наследственность, переданная родителями на генетическом уровне.

Социально-педагогические предпосылки

Неблагоприятная окружающая среда приводит к задержке речи у ребёнка. Это может проявляться очень разнообразно:

  • В семье мало общаются между собой и с ребёнком, поэтому малышу негде услышать новые слова и научиться контактировать с другими людьми.
  • Часто болеющие дети мало общаются со сверстниками и с окружающими.
  • Билингвизм — ситуация, когда маленький ребёнок в детском коллективе, на улице, по телевизору слышит один язык, а в домашней обстановке члены разговаривают на другом языке.
  • Гиперопека со стороны взрослых членов семьи способствует невостребованности речевого общения. Ребёнку незачем лишний раз «напрягаться», пытаясь донести до родителя или бабушки с дедушкой свои потребности. Они их спешат предугадать и выполнить быстрее, чем малыш выразит своё желание словами.

Постоянный неконтролируемый поток информации, льющейся из телевизоров, компьютеров и других гаджетов, приучает маленьких детей произносить мало осмысленные штампованные фразы. Правильная речь при этом не развивается.

Как справляться с патологией

Родители, чей ребёнок посещает детский сад, должны находиться в постоянном контакте с педагогами дошкольного образования. Если у них появились совместные подозрения на то, что малыш плохо говорит по сравнению со сверстниками, надо отправляться к детскому неврологу или медицинским психологам. Медики обследуют маленького пациента и поставят правильный диагноз. В дальнейшем его направят к специалистам, которые займутся лечением и реабилитацией.

Речевое развитие

Диагностика заболевания

Дети с задержкой речи должны пройти комплексное обследование. Это возможно сделать на базе ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк». Целый ряд профильных специалистов с большим практическим опытом помогают правильно диагностировать и решить проблему речевых дефектов.

  • Детский невролог определит, правильно ли работает нервная система.
  • Стоматолог установит наличие или отсутствие особенностей в строении челюсти, зубного ряда, уздечки языка, мешающих чётко произносить некоторые звуки.
  • ЛОР подтвердит или опровергнет тугоухость.
  • Логопед — многопрофильный специалист. Он не просто корректирует дефекты речи, но избавляет от заикания. Помогает развивать мышление и формирует правильную тональность голоса.
  • Дефектолог занимается с детьми, у которых установлено не только недоразвитие речи. Он обучает, социализирует детей с различными ограничениями здоровья, которые мешают им обучаться.

Некоторым детям после результатов обследования могут понадобиться услуги психологической коррекции. Специальные занятия помогают раскрыть весь личностный потенциал ребёнка. Такие методики, как сказкотерапия, интерактивная песочница, арт-терапия и другие увлекательные занятия привлекают даже самых застенчивых малышей, постепенно корректируя модели мышления и поведения.

Занятия в центре проходят в форме игры. Широко используются современные интерактивные технологии, биоакустическая коррекция. Дети занимаются с удовольствием, вовлекаются в процесс обучения и быстро делают успехи.