Голос человека неразрывно связан с коммуникацией его в обществе, социализацией. Если речь неразборчива, окружающие люди, собеседники с трудом воспринимают ее. Также важны экспрессия, интонации, наполняющие смыслом весь озвученный текст. Развитие голоса необходимо человеку, чтобы полностью реализовать голосовую функцию в изложении собственных мыслей, донесения их значимости до собеседников, слушателей, аудитории.
Зачем изучают развитие голоса
Знания, как происходит развитие голоса, имеются у специалистов реабилитационного детского центра в Челябинске. Они помогают им предупреждать стойкие голосовые расстройства у детей и подростков. Благодаря этому повышается эффективность работы при устранении дисфоний. Особенности формирования и развития голоса у детей можно считать базовым компонентом для развития выразительной устной речи. Каждый специалист, который занимается проблемами голоса и речи, изучает:
- возрастные анатомо-физиологические особенности строения гортани;
- устройство органов дыхания и артикуляции.
Эти базовые понятия определяют голосообразование в разные периоды жизни детей. Кроме того, они объясняют, почему происходит изменение акустических параметров голоса по силе, тембру, высоте, регистрам, диапазону.
Связь голоса с психикой
Научными исследованиями (к примеру, Дж. Киттель) установлено, что новорожденные издают крики, которые разнятся своей силой, но при этом одинаковы по высоте и тембру. Голос у детей от рождения выступает в качестве безусловного защитного рефлекса. Младенческий крик ученые считают первым вокальным проявлением.
Непрерывно звучит гласный звук, чаще всего «а». Уже через 2-3 недели у младенческого крика меняется функциональное назначение (выражение протеста, требования), а также способ подачи голоса. Маленький человек высказывает свою потребность во внимании к нему, заявляет свое желание поесть, жалуется на болевые ощущения. Когда он видит свою маму или отца, его голос смягчается, выражая радость.
Некоторые исследователи утверждают, что у ребенка грудного возраста можно диагностировать психические нарушения, опираясь на продолжительность его криков и высоту тональности, которая регистрируется как 750 Гц. Ранняя диагностика позволит назначить раннее лечение.
Как протекает процесс становления голоса
Каждый нормальный ребёнок постепенно учится говорить правильно, осваивая звуки и прилаживая речевой аппарат так, чтобы произносить их в соответствии со слуховыми образцами. Голос каждого человека индивидуален и формируется благодаря тому, что ребенок подражает взрослому окружению. Этот процесс для него эффективен до достижения семилетнего возраста. Чьим голосам дети подражают — конечно, людям, которые их окружают: члены семьи, воспитатели в детском саду, педагоги в школе, друзья.
Влияние анатомии и физиологии на формирование голоса
Развитие органов голосового аппарата у детей имеет свои особенности:
- Непропорциональное развитие разных органов;
- Скачкообразный характер развития;
- Периоды, когда формирование отдельных органов происходит незаметно;
- Разное время завершения роста разных органов.
Многие исследователи (И. Максимов, Л. Журба, Е. Мастюкова) высказывают точку зрения, согласно которой необходимо внимательно изучать даже крик новорожденного, его голосовые реакции, интонационную выразительность. Это поможет в ранней диагностике речевых расстройств.
Исследуя доречевое развитие у детей с нормой и диагнозом ДЦП, Е. Архипова (1989) пришла к выводу, что у младенцев с церебральным параличом «гуление» характеризуется малой интонационной выразительностью. По мнению авторов К. Семеновой и Н. Махмудовой (1979), крик у детей с речевой патологией (к примеру, дизартрия) отличается монотонностью, кратковременностью, слабым и низким голосом.
О степенях роста
У каждого из органов, из которых состоит голосовой аппарат, исследователи выделяют условные скорости увеличения. Они соотносятся с периодами жизни детей.
Интенсивный уровень характерен для первых двенадцати месяцев после рождения. Причем, у младенцев мужского и женского пола присутствуют свои этапы, отличные от другого представителя.
Возьмем, к примеру, аппарат гортани мальчика. Он наиболее ускоренно растет в период 1-3 месяца, затем процесс замедляется, а к восьмому месяцу опять набирает ускорение. Оно продолжается до девяти месяцев.
Для девочек усиленный рост данного органа происходит на первом месяце жизни. Затем, приостановившись на 3 месяца, продолжается в промежутке 4-7 месяцев.
Для быстрого роста носовой полости, придаточных пазух и носоглотки природа отвела промежуток 1-6 месяцев. Дальнейший процесс происходит плавно, без ускорений. Рост замедляется в разные годы жизни: для придаточных пазух это 3, у носоглотки 6 лет. Основное завершение формирования этих органов приходит в период пубертата, который имеет свои временные рамки и растянут на несколько лет у представителей разных полов.
Голосовым складкам приходится усиленно расти весь первый год младенчества. Окончательно сформированными они считаются в девятнадцать, когда наступает половое созревание.
Этапы
Стадий, которые преодолевает голосовой аппарат на пути своего формирования, достаточно много. Причем, современные исследователи выделяют также пренатальный этап, то есть до момента появления на свет. Также отдельно изучается по годам: младенчество (0 — 2), ранний детский возраст (2 — 5), средний детский возраст (5 — 9), позднее детство (9 лет — до начала пубертата). Затем выделяются ранний (12 – 15) и средний взрослый период (15 – 18). А окончательное взросление очерчено границами 19 – 21 год.
В этих временных рамках происходит преобразование анатомических структур и голоса у детей, что подчеркивается изменениями акустических параметров. К ним относятся: частота основного тона, интенсивность голоса, диапазон и тембр.
Более условная классификация включает 4 основных стадии: дошкольная, домутационная, мутационная, послемутационная. Сообразно этому делению рассматривается вопрос, когда происходит формирование рецепторного аппарата гортани, голосовой мышцы.
При постепенном развитии голоса у детей его диапазон расширяется.
Как сказывается симметрия и асимметрия
Примерно в пять лет может развиться легкая степень нарушения симметричности, которая не считается отклонением от физиологической нормы. К вполне обычным явлениям исследователи относят ситуацию, когда голосовая складка с левой стороны проявляет недостаточную активность, по сравнению с правой.
Между тем, всё обстоит не так в случаях, когда асимметрия гортани выражена существенно. Здесь речь может идти о патологии.
Есть факты, описанные в научных источниках, об исследовании голосообразования знаменитых людей. Ярким примером служит великий итальянский певец Карузо. У него, как засвидетельствовали медики, асимметрия гортани, которая находится в очень завышенном положении. Тем не менее, казалось бы, патологическое состояние не помешало проявиться его гениальности в полной мере на сцене оперных театров.
Записывая механически, с помощью ларингографа, смещение кадыка у певцов, Гарсиа установил взаимосвязь: голос, поднимающийся вверх по диапазону, с повышением звука поднимает положение гортани.
Как влияют паращитовидные железы на голос
Певческий голос всегда привлекал внимание исследователей. Они установили зависимость развития и становления голоса от разных факторов:
- психическое развитие;
- строение органов голосового аппарата;
- конституция тела;
- состояние желез внутренней секреции.
Группа желез внутренней секреции, похожих на зернышки, контролирует кальциево-фосфорный обмен в организме. Половые и прочие железы внутренней секреции непосредственно или косвенным образом, кто как, влияют на функцию гортани. Происходит это не только во время полового созревания, но и в другие периоды жизни.
Во время мутации, которая наступает у девочек в 13-14, а у мальчиков немного позже, резко изменяется строение гортани. Больше всего это видно у хрящевых элементов.
У юношей растет и перемещается щитовидный хрящ, превращаясь в выпуклость (Адамово яблоко, кадык). Голос мальчика понижается, характеризуется непостоянством (происходит ломка). Для вокалистов этот период считается особенно трудным, когда педагоги должны бережно заботиться о природных вокальных данных ученика.
Заключение
В Челябинске в областном реабилитационном центре «Огонёк» родители могут обратиться за консультацией и последующим лечением к узкопрофильным специалистам. Например, логопед поставит правильную тональность отдельных звуков, букв, поможет ребенку избавиться от выраженных дефектов речи. Учитель-логопед на консультационном приеме определит причину речевых нарушений и сформирует грамотный план лечения.