Воспитание детей с аутизмом и реабилитация при ДЦП требуют четкого расписания повседневных и предстоящих дел. Оно помогает ребенку быстрее ориентироваться во внешнем мире и развивать самостоятельность.
Макрорасписание и микрорасписание
Макрорасписание – это алгоритм действий на день или неделю. Микрорасписание – последовательность манипуляций, связанных с конкретным делом.
Визуальные подсказки для детей с аутизмом освободят родителей от необходимости каждый раз объяснять им, что нужно делать. С ними реабилитация при ДЦП начнет идти быстрее, а у аутиста появится чувство стабильности.
Макрорасписание для ребенка
Расписание может состоять из слов, картинок, пиктограмм. Оно не должно быть привязано ко времени, поскольку дети с РАС часто заостряют внимание на мелких деталях. При привязке к конкретным часам и минутам они сконцентрируются на том, чтобы приступить к алгоритму строго в 8:00, а на суть действий не будут обращать внимания.
Микрорасписание для малыша с РАС
Наличие микрорасписания в ванной или туалете помогает ребенку разделить гигиенический процесс на маленькие задачи. На первых порах действия можно выполнять вместе, а позже аутист может делать их самостоятельно. Родителям необходимо убедиться, что малыш понимает все присутствующие в алгоритме картинки, символы, слова.
Приучение к туалету
Чтобы без проблем приучить малыша с РАС к туалету, нужно начинать этот процесс с раннего возраста. При смене подгузников необходимо давать ребенку участвовать в процессе одевания и раздевания. Так он приобретет необходимые навыки для посещения туалетной комнаты. Попытки малыша сделать что-то самостоятельно должны поощряться, а не подавляться.
Предметы для сенсорной стимуляции
Чтобы избежать проблемного поведения, малыш с РАС должен пользоваться предметами с сенсорной стимуляцией. Для этого подходят светящиеся игрушки, пальцевые краски, игрушки-антистресс. Взаимодействуя с ними, аутист будет получать необходимые сенсорные стимулы.
Дети с РАС чувствительны к шуму и свету. Поэтому при выходе из дома можно брать солнечные очки, беруши, наушники, игрушки-антистресс. Они помогут ребенку не перегружаться и чувствовать себя комфортно в незнакомой обстановке. Но защита от шума не должна заглушать речь окружающих.
Обустройство рабочего места
Детям с РАС важно грамотно организовать рабочее место. На нем нельзя держать слишком яркие или незнакомые предметы, которые будут отвлекать от занятий.
Для выполнения школьных заданий можно выделить определенное время. На рабочем месте рекомендуется установить таймер, который будет давать сигналы о перерывах или окончании работы над задачей.
Уголок для отдыха
Ребенок с РАС должен иметь уголок для эмоциональной разгрузки. Для снятия стресса можно приобрести подушку для битья, боксерскую грушу, напольный мешок, гимнастический мяч.
Если малыш устал, разозлен, раздражен, нужно предложить ему отправиться в уголок, где можно побить подушку, побросать мяч, покричать. Полезно составить микрорасписание с инструкцией, как прийти в себя в сложной ситуации.
Если малышу требуется реабилитация при ДЦП или у Вас есть трудности в общении с аутистом, запишитесь на прием в ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонек». Взаимодействие с ребенком проводит наш медицинский психолог Семенченко Татьяна Игоревна. В работе с детьми она применяет игровую, песочную терапию, сказкотерапию и арт-терапию. В центре можно получить консультацию психиатра, невролога, логопеда, дефектолога и других специалистов.