
Конечно, всем родителям хочется, чтобы ребенок полноценно развивался по возрасту: легко осваивал речь, учился мыслить, овладевал простыми и необходимыми навыками самообслуживания, без проблем усваивал и запоминал новую информацию. Для формирования важнейших психических функций — мышления, памяти, внимания — необходима мелкая моторика. Она является комплексом согласованных действий, помогающих выполнять мелкие манипуляции с помощью пальцев.
Почему ребенку необходимо развитие ручной моторики
Удивительно, но движением наших пальцев управляют сразу несколько систем организма: нервная, костная, мышечная и даже зрительная — ведь мы следим глазами за тем, что делаем руками. Мелкая моторика — это множество разнообразных движений, от жестов всей кистью до мельчайших манипуляций.
Развитие ручной моторики у детей помогает им быстрее и лучше овладеть речью, учит концентрации и правильному распределению внимания, стабилизирует эмоциональный фон. Следовательно, ребенок будет лучше подготовлен к развивающим занятиям в детском саду или специализированном центре, в перспективе — к школьному обучению. То есть ему будет значительно проще овладевать навыками чтения, письма, заучивания наизусть учебного материала и его грамотного изложения.
Мелкая моторика у нас, по сути, развивается параллельно с речью: сначала осваиваются точные пальцевые манипуляции, затем произнесение звуков и слов. Таким образом, чем более точно и четко мы работаем пальцами, тем совершеннее речь. Это связано с расположением двух центров в мозге — моторного и речевого. Если стимулируют первый, соответственно, проявляется активность второго.
Развитие ручной моторики рекомендуют начинать у детей в раннем возрасте. Кроме того, эти занятия будут способствовать укреплению эмоциональной связи с малышом, ведь вы больше общаетесь с ним.
Как развивать мелкую моторику у малышей
Понятно, что способы развития ручной моторики выбирают с учетом возраста, уровня развития и индивидуальности ребенка. Занятия принесут пользу при условии, что будут систематическими и правильно организованными. Имеется в виду, что:
- вы занимаетесь пусть по 10-15 минут, но обязательно регулярно — ежедневно, 2 раза день и тому подобное, с учетом режима ребенка и его эмоционального состояния;
- очевидно, что двухлетку бессмысленно заставлять выводить прописи — ведь есть более соответствующие его возрасту занятия;
- упражнения, безусловно, не должны вызывать негативных эмоций — скуки, раздражения и уж тем более разочарования малыша в своих способностях («У меня никогда не получается!», «Я не буду это делать, потому что все равно не умею!» и т. д.).
Чем младше ребенок, тем проще организовать занятия в форме игр, чтобы малыш с удовольствием вовлекался и участвовал в процессе.
Чем полезно заниматься с детьми
Существуют разные эффективные способы развивать мелкую моторику, интересные и полезные малышу. Например, вы можете заниматься с ним:
- разными видами пальчиковой гимнастики — от простейших, когда посредством пальцев вы рассказываете историю (сказку), а ребенок повторяет ваши движения, до использования пальчиковых кукол;
- играми с маленькими предметами — миниатюрными игрушками, пуговками, разрозненными бусинами, галькой и так далее. Их интересно сортировать, раскладывая по разным емкостям или кучкам, узнавать на ощупь, когда закрыты глаза, выкладывать из них узоры или сооружать простые конструкции и тому подобное;
- манипуляциями со шнуровками — малыш продевает шнурки в дырочки, завязывает бантики, нанизывает мелкие предметы, завязывает разнообразные узелки;
- рисованием с помощью пальчиковых красок;
- лепкой (используются пластилин, глина).
Естественно, для детей постарше (мелкую моторику можно развивать в любом возрасте) вы подбираете более сложные занятия:
- различные упражнения с карандашом (полезно штриховать определенные части рисунка, обводить фигуры точно по контуру, раскрашивать мелкие детали разными цветами);
- рисование красками — расписывание фигурок и любые другие варианты, требующие точности движений;
- работа с бумагой — оригами, аппликация;
- более сложные упражнения по лепке в сравнении с малышовыми «раскатать колбаску» и «скатать шарик»;
- создание поделок из любых подручных материалов, хоть природных, хоть купленных в магазине для творчества;
- овладение навыками вышивания, бисероплетения и других видов рукоделия.
Как видите, развитие ручной моторики — не просто полезная, но и интересная задача, однозначно требующая работы фантазии и от родителей, и от детей.
Если с ручной моторикой у ребенка сложности, приходите в ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк». Наши специалисты проводят занятия в Челябинске и помогут ребенку научиться владеть пальцами рук.