Огонек

Что такое ОНР у детей

ОНР у детей

Когда родители слышат в адрес своего ребёнка диагнозы, зашифрованные несколькими буквами, всегда пугаются. Надо сначала разобраться, что такое ОНР у детей. Затем обратиться к специалистам, которые обязательно помогут решить проблему. И не забывать об ограниченности сроков, когда своевременная коррекция будет эффективна и не отнимет много времени и средств.

Расшифруем термин, познакомимся с причинами

Аббревиатура ОНР расшифровывается, как «общее недоразвитие речи». Что конкретно входит в это понятие:

  • Не сформирована звуковая и смысловая сторона речи.
  • Отсутствует связная речь.

Распространенность ОНР у детей с проявлениями речевой патологии приближается к 40%. Чем это угрожает в процессе роста и воспитания ребёнка? Неизбежным отставанием в школе не только по устным, но и письменным предметам. Первоначальный диагноз осложнится дисграфией и дислексией. Что это за очередная «страшилка»?

Дисграфия — состояние, когда ребёнок на письме путает буквы, подменяя их в словах, заменяя похожие друг на друга. Дислексия — практически та же ситуация, но во время чтения: пропускает слоги, меняет их местами.

Учителя и родители начинают обвинять ученика в нерадивости, лени. Заставляют бесконечно писать одни и те же упражнения, читать тексты. Но толку от этих экзекуций мало. Ведь школьника надо лечить, а не избавлять от лени путём наказаний. Занятия с логопедом помогут раскрыть способности учащегося, избавив его от постоянного стресса из-за не пролеченного вовремя заболевания.

Фатальной угрозы жизни и здоровью подрастающего человека нет. Но плохая успеваемость, насмешки и замечания могут существенно омрачить детство и юность. А ведь среди людей с такими диагнозами было немало талантов и даже гениев. Яркий образец — Леонардо да Винчи, который мучился с дислексией.

Специалисты ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк» сумеют точно определить уровень речевого развития ребёнка, назначат коррекционные мероприятия.

Осложнённые и неосложнённые формы

Рассматриваемое заболевание имеет различную клиническую картину, на которую влияет уровень речевого развития.

Неосложнённый первый тип характерен для детей, у которых проявления мозговой дисфункции минимизированы. У них может наблюдаться, к примеру, недостаточный тонус мышц.

Второй, осложнённый тип проявляется у ребят, которые имеют церебрастенический синдром, судороги, гипертензию, гидроцефалию и другие функциональные нарушения нервной системы.

Третий вариант — грубое недоразвитие речи. Он распространён среди пациентов, у которых поражены речевые отделы в головном мозге.

ОНР у детей

Признаки уровней

ОНР у детей проявляется в разной степени: от полного отсутствия до небольших отклонений в развитии речи. Постановкой диагноза, после проведения полного обследования, занимается логопед. Наличие определённых симптомов после достижения четырёхлетнего возраста — повод обратиться за консультацией к специалистам.

Уровни детей с онр распределяются следующим образом:

  1. Вместо внятных, общеупотребительных слов слышится лепет. Свои пожелания дети выражают жестами.
  2. Могут употребляться слова в искажённом варианте. Присутствуют «аграмматизмы»: ребёнок не способен построить предложение в правильной грамматической форме, хотя звуки произносит правильно. Такое отклонение от нормы редко замечается родителями. Оно начинает вызывать беспокойство только в школе. Учитель видит неспособность согласовывать слова и усваивать падежи.
  3. Ребёнок обладает навыками развёрнутой фразовой речи. Но у него заметно недоразвитие фонематического восприятия — умения различать на слух основные части, из которых состоит слово (слог, звук). Также к этому логопедическому понятию относится способность определять силу голоса, тембр. В результате нарушается слоговая и звуковая составляющая языка. Фонематический слух окончательно формируется после 3, 5 года. В этом возрасте маленький человек должен различать и исправлять неправильную речь. О нарушении говорят, когда ребёнок заменяет, переставляет буквы в слове. Пропускает, недоговаривает, искажает смысл (баран – баян).
  4.  Коррекция онр четвёртого уровня касается работы логопеда над отдельными сложностями и ошибками, мешающими хорошо овладеть навыками в чтении и письме. В данном случае ребёнок недостаточно чётко осознаёт разницу в некоторых определениях предмета. Он говорит «длинный» вместо «высокий» дом, «короткий» вместо «низкий» мужчина. Школьнику трудно употреблять правильные суффиксы для образования новых слов: «белковый» вместо «беличий», «вёдрышко» вместо «ведёрко». Иногда в его речи встречаются аграмматизмы: «в цирке мы увидели медведЕВ, собакОВ». На четвёртом уровне ОНР ребёнок способен выбрать правильный вариант ответа из предложенных двух, что говорит о критичности к речи.
Различные уровни детей с онр требуют разных методов коррекции онр. Тяжёлые формы общего недоразвития речи корректируются в специальных учебных заведениях, открытых для детей с подобными диагнозами.

ОНР 3 уровня не мешает обучению в коррекционном классе обычной школы. Для детей с ОНР четвёртого уровня нет ограничений в посещении учебных заведений общего образования.

Посещение специалиста в ГАУЗ «Областной центр медицинской реабилитации «Огонёк» поможет своевременно выявить имеющиеся речевые дефекты. Занятия с логопедом позволят ребёнку добиться успехов в освоении школьной программы, сдаче экзаменов.

Когда родители в возрасте 4-5 лет стали замечать определённые речевые проблемы у своего сына или дочери, лучше сразу обратиться в профильный центр для выявления и коррекции речевых нарушений. Благодаря регулярным посещениям логопеда сформируется основная база, позволяющая оформиться речевой активности у ребёнка. Дошкольник успеет подготовиться к обучению в школе, догнать сверстников, у которых нет проблем с общим недоразвитием речи.

ОНР у детей

Профилактика возникновения ОНР

Родители, у детей которых диагностировали ОНР первого и второго уровня, должны быть готовы к длительному процессу реабилитации в специализированных учебных заведениях.

Детей с ОНР третьего и четвёртого уровня надо водить на занятия к логопеду. Дома необходимо внимательно относиться к речевому окружению ребёнка. Стимуляция речевой активности в самом раннем возрасте предупреждает возникновение заболевания.

Необходимо профилактировать клинические синдромы, способствующие общему недоразвитию речи:

  • Алалии (сенсорная или импрессивная образуется из-за поражения речеслухового центра, механическая или моторная развивается при поражении речедвигательного центра).
  • Дизартрии — поражение центрального отдела речедвигательного анализатора с нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
  • Ринолалии — функциональные или анатомические дефекты речевого аппарата нарушают тембр голоса, который приобретает гнусавость.
  • Афазии — частичная или тотальная утрата речевой функции у ребёнка с уже сформированной речью.

Посещение специалиста в профильном центре поможет своевременно выявить имеющиеся речевые дефекты. Коррекционные мероприятия позволят ребёнку добиться успехов в освоении школьной программы, сдаче экзаменов. Дошкольник успеет подготовиться к обучению в школе. Догнать сверстников, у которых нет проблем с общим недоразвитием речи.